400 подписчиков
Нигилизм
Нигилизм современного западного общества был обнаружен и фиксирован задолго до Постмодерна – об этом фундаментальном явлении уже достаточно обстоятельно высказался Ницше, а Хайдеггер[70], развивая его идеи, построил собственную теорию ничто. По сути, вся философия Хайдеггера – это поиск таких тропок мышления, следуя которыми можно было бы выйти из нигилистического лабиринта. Проблема ничто была поставлена здесь самым серьезным образом и остается в полной мере именно таковой.
Постмодернисты поспешили заявить монополию на нигилизм. У них он вместо вскрытия трагической природы современности или проблематизации превратился в легковесный иронический троп: Делез провозгласил волю к ничто, как главную движущую мотивацию постмодернистской культуры[71]. Таким образом, скоропалительный и отчасти циничный ответ был дан еще до полноценного осмысления всей глубины вопроса. Постмодернистский нилигизм напоминает больше хулиганство и эпатаж, чем серьезную философию. А попытки придать версиям этой не слишком удачной шутки статус гносеологического принципа – в нон-философии Франсуа Ларюэля[72] или трансцендентальном нигилизме Рэя Брасье[73] – окончательно догматизируют продукт философской неудачи.
Нигилизм современного мира по прежнему нуждается в глубоком осмыслении и скорее всего в радикальном преодолении в духе Ницше, назвавшего Сверхчеловека «победителем Бога и ничто»[74], что подробно разбирает в «Оседлать тигра» Ю.Эвола[75].
Релятивизация человека
Продолжая линию Ницше с его призывом «расчеловечить бытие», многие мыслители ХХ века подняли вопрос о границах человека и поставили под сомнение его центральную позицию в бытии. Ортега-и-Гасет обратил внимание на дегуманизацию искусства[76]. В свою очередь, Эрнст Юнгер[77] описал феноменологию вытеснения технократическими структурами современности самой природы человека.
От этой стартовой позиции мысль могла идти – и действительно, некоторое время шла – в самых разных направлениях – например, в сторону этологии Конрада Лоренца[78], теории «окружающей среды» Якоба фон Укскюля[79], критики техники у брата Эрнста Юнгера Фридриха Георга[80] или «экологии разума» Грегори Бейтсона[81].
Постмодерн поместил это положение в прославление мутаций, призыв к созданию химерических био-механических видов и к денонсации любого эссенциализма. Борьба с антропоцентризмом здесь вышла за всякие вменяемые рамки и с опорой на когнитивистику, бихевиоризм и цифровые технологии вылилась в полноценный проект по ликвидации человека как вида, что прославляют футурологи, воспевающие Сингулярность – такие как Юваль Харари[82] или Рей Курцвейл[83].
2 минуты
21 сентября 2023