Найти тему
104,9 тыс подписчиков

Любопытно и то, как вчерашние царские военачальники становились главами различных сепаратистских или просто «национальных» образований, без особой «внутренней моральной ломки». Хрестоматийные примеры — П. П. Скоропадский, К. Г. Маннергейм, П. Н. Краснов и т.д.

И об этом феномене я тоже прочитал у военачальника А. Н. Куропаткина: ещё в 1910 году он писал о том, что многие «подданные» преданы не России как таковой, не государственному центру, но конкретно «династии Романовых», да и только. Потому, когда династии и строя не стало, военачальники посчитали себя свободными от обязательств.
«Измышленная ими более столетия тому назад формула только «династической преданности» принесла много вреда России. Прикрывшись этого вида преданностью, деятели начала XIX века из инородцев, заняв высшие места в государстве, отстаивали, в сущности, интересы не России, а сепаратные интересы — Финляндии, Польши, балтийских провинций. Казалось бы, уроки были сильные, но их все еще недостаточно.
Мне передавали, что один из генералов в русско-японскую войну в присутствии многих офицеров все еще считал себя вправе громко заявить: «Что вы ко мне пристаете с Россией: я служу Государю императору, а не России!» (с) А. Н. Куропаткин. Русская армия.
Потому все эти «трогательные рассказы» про Маннергейма, который якобы «хранил портрет Николая II», не должны влиять на рассмотрение поступков этого нацистского пособника и финского, в первую очередь, деятеля. Они может и были преданы лично Николаю II (но, как показал 1917 год, тоже явно недостаточно). Но вот остальная Россия их интересовала слабо.
PS: памятную доску генералу Маннергейму в Санкт-Петербурге (на фото) демонтировали в 2016 году.
Любопытно и то, как вчерашние царские военачальники становились главами различных сепаратистских или просто «национальных» образований, без особой «внутренней моральной ломки».
1 минута
14,8 тыс читали