Найти в Дзене

Что следует радикально отвергнуть в Постмодерне?

Теперь выделим те черты Постмодерна, которые, вероятно, и ответственны за это тоталитарное перерождение.

1. Прогрессизм. Но на сей раз парадоксальный, так как «прогрессом» отныне считается демонтаж веры в «светлое будущее», ниспровержение утопии и проекта. Можно назвать это «черным прогрессизмом» или «темным Просвещением» (Н.Лэнд[3]).

2. Материализм. Он не просто является некритическим наследием Модерна, но высшей установкой, поскольку предыдущие формы материализма признаются слишком «идеалистическими». Теперь же должен быть обоснован «настоящий материализм». (Делез[4], Кристева[5]).

3. Релятивизм. Всякий универсализм, то есть сведение к более высоким унифицирующим инстанциям окружающего множества, подвергается критике, что проецируется на все формы вертикальных иерархий и таксономий. При этом сам релятивизм возводится в непререкаемый догмат (Ф.Лиотар[6], Негри и Хард[7]).

4. Пост-структурализм. Признание структуралистского метода недостаточным, так как он не покрывает исторической и социальной динамики и запрещает (или заведомо предицирует) мутации. Отсюда призыв к преодолению структурализма. (М.Фуко, Ж.Делез, Р. Барт).

5. Радикальная критика Традиции. Традиция считается (в духе марксизма – особенно у Э.Хобсбаума[8]) «буржуазной выдумкой», «опиумом для народа». Тем самым полностью ликвидируется любой намек на суверенную онтологию духа. Сам Модерн видится как «перелицовка Традиции», и это замечание имеет статус приговора.

6. Новый – критический, скептический – универсализм. Требование подвергать любое обобщение осмеянию и ироническому разложению параллельно с перемещением внимания на гетерогенные фрагменты, онтические фракталы.

7. Мораль тотального освобождения и преодоления всех границ. Трансгрессия. (М.Фуко[9], Ж. Делез, Ф.Гваттари, Ж.Батай[10])

8. Антиэссенциализм. Из хайдеггеровской аналитики Dasein’a делается поспешный и извращенный вывод о порочности самого концепта «сущности», и бытие настолько помещается в становление (даже в телесное становление), что постановка вопроса о сущности, не говоря уже о виде, отвергается на корню.

9. Отмена идентичности. Любая идентичность представляется временной, игровой, случайной и произвольной. Моральным становится только преодоление идентичности, а не ее конструирование.

10.Гендерная теория. Обнаружение автономных онтологий меньшинств и угнетаемых классов становится тотальным принуждением к релятивизации гендера, а также возраста, в пределе любой видовой идентичности. (Кристева[11], Д.Харруэй[12])

11.Построение постмодернистских моделей психоанализа с попыткой преодолеть структурные топики Фрейда и даже Лакана (Ф.Гваттари[13]).

12.Яростная ненависть к любым иерархиям и вертикалям (против метафоры Дерева). Радикальный демократизм вплоть до апологии шизо-масс и дивидуумов, расчлененных на отдельные суверенные составляющие организмов -- «парламент органов» (Б.Латур[14]).

13. Нигилизм. Здесь констатация нигилизма Модерна превращается в осознанную валоризацию ничто, в «волю к ничто» (Делез[15]). Ничто перестает быть пейоративным концептом и берется в качестве целеполагания.

14.Отмена события. Переход к рециклированию (Ж.Бодрийяр[16]).

15.Постгуманизм. Исчерпанность человеческого начала как носителя слишком традиционной вертикальности (Б.А.Леви[17]). Призыв к преодолению человека в гибридах, «машинах желаний», киборгах и химерах. Глубинная экология и теории ктулхуцена (Д.Харруэй[18]).

16. Апология меньшинств. С приравниванием органических архаических культур к искусственным механическим субкультурам. Искусственная организация сетевых сообществ первертов и ментально больных.
3 минуты