404 подписчика
Феноменология
Давайте именно в этом ракурсе еще раз взглянем на те направления, которые мы выделили как привлекательные.
Феноменология важна прежде всего тем, что утверждает фундаментальный статус субъекта, его онтологический приоритет и суверенность. Это разбивает материалистическую аксиоматику Модерна, помещая предмет интенционального акта внутрь самого процесса мышления и восприятия. Отсюда сам термин in-tentio, направляться к тому, что находится внутри. Основатель феноменологии Брентано[20]почерпнул эту идею из европейской схоластики, причем из среды радикального аристотелианства ордена бенедиктианцев (Фридрих фон Фрайберг, рейнские мистики), настаивающего на том, что активный интеллект имманентен человеческой душе. И характерно, что сам Брентано посвятил свою диссертацию именно проблеме активного интеллекта у Аристотеля[21]. И хотя феноменология, развитая Гуссерлем и доведенная до заоблачных высот Хайдеггером, является современным философским течением, если внимательно к нему присмотреться, можно опознать в нем стиль мышления, предшествующий номинализму, материализму и атомизму Нового времени. Феноменология выходит за границы Модерна, но вместе с тем ряд ее положений весьма созвучен именно классическому и средневековому мышлению.
Структурализм
Структурализм чрезвычайно интересен тем, что он восстанавливает приоритет речи (снова субъектное измерение!) над всей областью внеязыковых предметов. При том, что это положение, полностью разбивающее подход позитивистов, убежденных в первичности реальных вещей и соответствующих им атомарных фактов, является новаторским в сфере и лингвистики, и логики, и филологии, мы можем опознать в нем то отношение к Логосу, к онтологии ума и речи, которое было характерно для традиционного общества. Хотя вывод о суверенной онтологии текста выглядит экстравагантным и даже гротескным, – в контексте доминации позитивизма, как осознанного, так и бессознательного, -- именно так и относились к языку и мышлению в эпоху, предшествующую тотальному наступлению номиналистского подхода. Ведь спор об универсалиях и был по сути полемикой между теми, кто утверждал автономную онтологию имен (реалисты и идеалисты), и теми, кто ее отрицал (номиналисты).
Поэтому структурализм вполне резонирует с реализмом и идеализмом, хотя и развертывает свое учение в ином философском и культурном контексте.
Снова определенная черта, устойчиво связываемая с методиками Постмодерна, оказывается близкой Премодерну.
А если учесть связи крупнейших структуралистов, основателей фонологии Трубецкого и Якобсона с евразийским течением, близость основной темы трудов Дюмезиля о трехфункциональной идеологии индоевропейцев[22] традиционализму, параллели в исследованиях Проппа[23] и Греймаса[24] с структурами сакрального мировосприятия, это родство окажется еще более содержательным и явным.
2 минуты
21 сентября 2023