Найти тему
21 тыс подписчиков

Журналистика – профессия романтичная. По крайней мере ее принято романтизировать. Общее понимание обычное такое – ну ты там наверное у Киркорова интервью берешь, да? В принципе, и у него можно, но это совсем малая часть работы. И не самая интересная.


В конце 90-х еще при Лужкове Максим Шарапов работал в мэрском пуле. Что такое пул? Это такой коллектив журналистов, в который входят представители от крупнейших редакций. В основном от информагентств и оперативных газет. Обычно именно эти люди избавлены от бюрократической мороки: их хорошо знает пресс-служба мэра, все их данные прописаны во всех возможных базах для допуска на мероприятия, что сильно облегчает попадание на различные мероприятия. Частенько для таких людей есть специально помещение в мэрии. Или в правительстве. Или в МЧС, если это пул конкретно этого министра.

Максим написал книгу о том, какой была работа в рамках этого пула. Сказать, что работа романтизирована – не сказать ничего. Судя по книге, это было веселое и частенько запойное времечко (кажется, ничего в этой сфере и не меняется). Впрочем, книгу можно открывать с любого места и читать вслух. Она производит эффект самого приятного парня в кругу друзей, который может рассказать к любой ситуации смешную историю. Багаж его хохмочек, кажется, неистончаем. И не только хохмочек – есть и истории, которые хочется воспринимать как инструкции к применению: если вам нужно первым узнать (и написать в свое СМИ, конечно) о том, когда запустят метро после многодневной энергетической аварии в Москве, то делайте вот так. История включает в себя пункты вплоть до незаконного изготовления дубликата ключей от одного из кабинетов мэрии.

Сейчас так нельзя. Я сама журналист, поэтому истории читать было вдвойне интересно. Я никогда не была в пуле, тем более в пуле мэра. Но точно знаю, что их работа крайне сложна. Причем чисто с физической точки зрения. Во-первых, журналист при мэре должен быть всегда чист и свеж (в любой момент мэр может обратить внимание именно на тебя, а первое лицо столицы оскорблять немытой и нестриженной головой не стоит), но работа в пуле часто связана с ожиданием. Причем не в самых удобных условиях. Это учит выдержке как ничто другое. Во-вторых, оперативность, которая приходит на смену этому ожиданию, взбадривает. Нужно уметь быстро переключаться на режим авральной работы. Так что в пуле работают очень и очень выносливые люди.

Кстати, интересный факт – многие девушки из пула не меняют фамилию после замужества. Потому что замучаешься оформлять новые пропуска и прописываться во всех возможных списках.

Но вернемся к книге. Это не только романтичный рассказ о работе журналиста, но и портрет Лужкова с не самого очевидного ракурса. Например, о его человечности. Я сама ни разу с ним не сталкивалась, но впечатление вполне себе нормального человека, а не чиновника-функционера, он производил и с экрана тоже. Максим показал детали его портрета и характера. Например, охрана не давала снимать Лужкова со спины ни одному фотографу или телеоператору. Потому что ему не нравилось, как выглядит его затылок. Прихоть, но поди ж, надо уважить.

Интересно читать и о внутреннем устройстве мэрии: где есть лифт, где секретный ход в какой-нибудь кабинет, а где из-за разного времени постройки частей здания перепутаны этажи – с 6 этажа можно спуститься на 7, а искать некоторые кабинеты можно годами.

В общем и целом, это милый рассказ о том, что было. И чего больше уже не будет, так что все секреты можно раскрыть. В который раз уверилась, что читать Максима легко и приятно: его журналистский опыт дал возможность написать добрую, очень добрую книгу с легким слогом. И интересна она будет, думается, далеко не только журналистам. И не только москвичам.

Как вы себе представляете работу журналиста? :)
3 минуты
161 читали