14,4 тыс подписчиков
Подлинные изразцовые блоки с купола Соборной мечети в Петербурге можно рассмотреть вблизи в музее КЕРАМАРХ на территории Петропавловской крепости. Они представляют собой керамические полуцилиндры с орнаментом синего, голубого, белого и желтого цветов.
Майоликовый декор для Соборной мечети создавался в 1910-х годах на керамическом заводе "Гельдвейн-Ваулин" в деревне Кикерино Петербургской губернии.
Автор эскизов, художник П. М. Максимов ездил в Туркестан для изучения особенностей керамического декора классических памятников мусульманской архитектуры, а руководитель мастерской "Гельдвейн-Ваулин", талантливый художник-керамист и химик Петр Кузьмич Ваулин сумел воссоздать способ изготовления средневековой прорезной майолики.
В. А. Витязева в статье «Соборная мечеть ― памятник петербургского модерна» приводит рассказ О.П. Ваулиной, дочери Петра Кузьмича, о том, как изготавливали изразцовые блоки для купола мечети. Для исполнения этого сложного заказа построили два бетонных горна, выдерживающих высокие температуры и испарение свинца. На поле перед мастерскими установили платформу, на которой воспроизвели в натуральную величину макет купола. По специальной технологии из кирпичной массы изготавливали облегченные изразцы, подбирая их форму на макете. Затем их обжигали, покрывали майоликовой массой, снова обжигали в парах свинца при очень высокой температуре, перед последним обжигом покрывали специальным защитным слоем. На макете купола изразцовые блоки собирали сверху вниз, затем готовые фрагменты маркировали и отправляли непосредственно на место строительства.
К сожалению, петербургский климат губительно отразился на судьбе майоликового декора мечети: вода попадала в швы между полуцилиндрами на куполе, неоднократно замерзала/оттаивала, что приводило к обрушениям. В связи с этим в 1981 году покрытие купола демонтировали, затем в течение нескольких лет занимались воссозданием его облицовки. Недостающие фрагменты изготовили из технического фарфора, а небольшую часть подлинных блоков, созданных в 1910-х годах на заводе "Гельдвейн-Ваулин", передали в музей керамики КЕРАМАРХ.
Тем, кто интересуется историей строительства Соборной мечети, рекомендую статью В. А. Витязева "Соборная мечеть ― памятник петербургского модерна"
1 минута
20 сентября 2023
170 читали