213 подписчиков
Ученые трех научных институтов Сибирского отделения РАН впервые получили сварной шов авиационного сплава с прочностью самого металла, что открывает большие перспективы в авиастроении в части отказа от клепки металла.
В научном институте пояснили, что всё мировое авиастроение стремится к строительству более прочных, но при этом легких летательных аппаратов. Для этого создаются сплавы с улучшенными техническими характеристиками, например, алюминий-литиевые. Такие сплавы можно сваривать, отказавшись от технологии клепки металла, однако до недавнего времени большой проблемой оставалось то, что сварной шов проигрывал в прочности самому сплаву.
В ИЯФ СО РАН уточнили, что низкий уровень прочности сварного шва связан с изменением структуры материала, которое возникает при быстром нагреве металла лазерным излучением и его последующем переходе из жидкого состояния обратно в твердое. Ученые при помощи синхротронного излучения изучили, как меняется эта структура при сварке и решили многие задачи.
Ученый отметил, что совместная фундаментальная работа позволила получить для всех алюминий-литиевых сплавов, в том числе для авиационного сплава В-1469, прочностные свойства швов на уровне прочности основного материала. Более того, специалисты изучили структурно-фазовое состояние сварного шва в процессе лазерного воздействия и поняли, как можно управлять процессом сварки. Исследования были проведены в Сибирском центре синхротронного и терагерцового излучения ИЯФ СО РАН.
1 минута
16 сентября 2023