8729 подписчиков
Вспомним, за что мир впервые по-настоящему влюбился в Йоргоса Лантимоса
Понятно, что в среде с лёгким налётом элитаризма талантливого грека начали носить на руках уже после «Альп» и «Клыка» – холодных, меланхоличных, необычайно свирепых и дьявольски остроумных фильмов; но подлинная слава пришла к нему после «Лобстера».
Дело ещё и в том, что это был его англоязычный дебют с внушительным актёрским составом – главную роль играл пухлый и усатый Колин Фаррелл, а на втором плане зажигали Рэйчел Вайс, Оливия Коулман, Джон Си Райли, Бен Уишоу и Леа Сейду.
Плюс изящный концепт, формально записывающий сюжет в антиутопию, где в будущем людей без пары отправляют в специализированный (хочется написать – концентрационный) отель с тем условием, что они должны отыскать свою вторую половинку за 45 дней – иначе их превратят в животное (в какое – это уже по собственному желанию).
Интонационно же грек остался верен себе, наложив на мелодраматические штампы фонограмму из абсурдистского хоррора – это, во-первых, рождало совершенно уникальное чувство юмора, ну а во-вторых, задавало дополнительное напряжение.
Ирония судьбы – не найдя свою любовь в отеле, главный герой сбегает в лес, где уже, напротив, любые романтические контакты запрещены, и немедленно встречает там женщину своей мечты – постепенно мутирует в причудливую фаталистскую философию, заранее обрекающую каждого из персонажей.
Это подчёркивается и через сомнамбулический ритм, где любая из персональных трагедий как бы заранее предрешена, имманентна – все они, как поётся в одной из песен, живы снаружи, но мертвы изнутри: Лантимос, хоть и посмеиваясь, рисует человечество как набор марионеток, подвязанных за ниточки искусственно навязанных социальных конструктов.
В каких случаях мы понимаем, что по-настоящему влюблены, а в каких в объятия другого нас толкает социум? И что могло бы привести общество к мнимой гармонии? Коллективизм или индивидуализм? Слепая страсть или прозрение рассудка? Желание или необходимость? Животное или человеческое начало?
В финале грек подчёркивает, что мы так или иначе остаёмся одни – и как бы ни хотелось соединиться в нерушимое целое, зачастую всё определяет эго, частная воля; парадокс в том, что размыкая объятия, мы обретаем свободу – и потом тут же готовы подарить её кому-то ещё.
Так мы получили страшный миф о сложнейшем из чувств, подаривший зрителю по-настоящему большого художника.
#Разбор
1 минута
12 сентября 2023