Найти тему
50,2 тыс подписчиков

Новый фрагмент моей книги "Окно возможностей для вашего ребенка" к обсуждению ⬇️


Но он же знает! Он же показывает! И жирафа знает, и орангутанга, и экскаватор, и ромб, и ракету!

Да, пока знает. Пока показывает. Будете каждый день эти карточки предъявлять - будет знать и показывать. Забросите на месяц и предъявите заново, спросив "Где ракета"? - увидите взгляд, полный недоумения. Ребенок помнил плоскостное изображение, которое вы назвали ракетой, и согласился с этим. Но он не знал о ракете ничего, этот набор звуков никакой информации его мозгу не нес. Поэтому этот самый мозг от лишней информации избавился так быстро, как только смог. Ему место для другого нужно, для истинных понятий, не фрагментарных. Настоящее, пощупанное, увиденное, понятое - в мозге остаётся навсегда.

Постойте! Я ракету тоже никогда не щупала! И льва, разумеется. И Солнечную систему. Однако я про все это знаю и примерно представляю себе характеристики льва, ракеты и Сатурна. Почему мой-то мозг не избавился от этой информации???

Да потому, что получили вы ее не в периоде наглядно-действенного мышления, когда понятия формируются в цепочке взял-покрутил-пощупал-облизал. Ракета пришла к вам в том возрасте, когда вы уже оперировали системой образов, полученных на базе того, первичного познания, через руку-рот. Системой образов, системой представлений, слов. Вы можете никогда не видеть ракеты - но для вас совершенно очевиден факт, что предмет, который содержит в себе нечто, не плоский. Вы этот факт много раз своими руками и глазами уясняли. Вы никогда не трогали ракету - но вы полагаете, что на ощупь она гладкая и прохладная, или не прохладная, когда в действии. У вас просто есть в руках и голове это знание о характеристиках металла. Много-много первичных, простых образов и понятий соединяются при помощи сначала наглядно-образного, а потом словесно-логического мышления в образы и понятия другие, сложные, многосоставные, недоступные для непосредственного контакта, абстрактные. Ракета. Лев. Электричество. Любовь. Вы знаете, что такое ракета. Ваш годовалый ребенок, показывающий ракету, знает лишь набор звуков и плоскостное изображение. Это, конкретное. Покажете другую ракету - на узнает. Да и эту через месяц забудет. Не верите - проверьте. И в шкаф карточки, в шкаф. Ребенка - на пол. Шкафы - открыть. Пусть создаёт образы на базе действий, развивается в рамках того вида мышления, который доступен в силу возраста. Не гонитесь за двумя зайцами одновременно, результат этой погони известен. Дайте хоть одного зайца ребенку в руки и в рот. Дайте не количество, а качество, полноту познания - да, пока ограниченного бытового круга предметов. Дайте системе работать. Ковыряние в собачьей миске в возрасте восьми месяцев - значительно полезнее, чем карточки Домана.

Почему же в коррекции-то работает???? Дети с отклонениями в развитии - они что, умнее наших, обычных?? Они, значит, понятие ракеты усваивают по карточкам, а мой неспособен???

Нет. Речь в этом случае вообще не про понятия, до них ребенок с серьезными проблемами в развитии хорошо если к совершеннолетию доберется. Речь про общие психические процессы. Про растормаживание. Про устранение ригидности. Ребенка с нарушением интеллекта в собачью миску с головой нырять тоже учить надо, сам не сообразит. А сообразив - на годы там и останется. Поэтому действуем превентивно. Раскачиваем. Работаем с опорой на сильную сторону - часто хорошую зрительную память. И ригидность, застреваемость - тоже используем в своих целях. Пусть лучше застрянет на ракете, чем в собачьей миске лет на пять. Тогда как ее, миски этой, на пару месяцев для развития достаточно, потом излишне. А ракета - она надолго. Поэтому пусть фрагментарно будет сейчас. Потом нанижем другие сведения. Что-нибудь да останется. Какое-нибудь кривоватое, но сформируется понятие. Но для этого начать надо как можно раньше.

Темп развития другой. Обходные пути. Методы и приемы подстегивания развития. Часто - при провале базы развиваем надстройку просто потому, что у нас нет другого выхода. Все равно получится лучше, чем если вообще ничего не делать.
Новый фрагмент моей книги "Окно возможностей для вашего ребенка" к обсуждению ⬇️  Но он же знает! Он же показывает! И жирафа знает, и орангутанга, и экскаватор, и ромб, и ракету!  Да, пока знает.
3 минуты
949 читали