Найти тему
161,7 тыс подписчиков

Ученые много лет работают над тем, понять язык животных. В 1960-х в фокусе внимания были коммуникационные возможности дельфинов. Пожалуй, самый печально известный научный проект той эпохи — эксперимент NASA по обучению дельфинов английскому языку, когда бедняг начали подкармливать ЛСД. К счастью, проект быстро закрыли.


The New Yorker опубликовал любопытный материал о применении ИИ в мире животных. Исследователи полагают, что с его помощью человек может начать общаться с другими биологическими видами.

В материале идет речь об ученом Дэвиде Грубере, который студентом выслеживал синеполосую рыбу-хряка по ночам. «Я не знал, что делаю, но я делал то, что, по моему мнению, должен был делать морской биолог», — рассказал он.

В 2017 году, уже будучи профессором в Городском университете Нью-Йорка, Грубер получил кембриджскую стипендию. Работая в Рэдклиффе, он наткнулся на книгу вольного ныряльщика с кашалотами — и с тех пор буквально ударился в изучение китов.

Однажды ученый слушал запись беседы кашалотов, которая привлекла внимание его коллеги Шафи Голдвассер — известной израильско-американской ученой-компьютерщика, удостоенной премии Тьюринга. Она предположила, что машинное обучение можно использовать, чтобы расшифровать беседу китов. «Это была не совсем шутка, но, если хотите, несбыточная мечта, — поделилась Голдвассер. — Но Дэвид действительно увлекся этим».

Кашалоты, самые крупные хищники в мире, большую часть жизни проводят на охоте. Люди долго были уверены, что сами кашалоты не издают звуков, но в 1957 году ученые обнаружили, что они генерируют потоки резких щелчков, которые отражаются от твердых объектов. Такими же «кодами» они обмениваются и друг с другом. Причем у китов в Тихом океана это один набор кодов, у китов в Карибском бассейне — другой, в Южной Атлантике — третий.

Позже исследователи пригласили присоединиться к работе Майкла Бронштейна — профессора искусственного интеллекта DeepMind в Оксфорде. «Это звучало, как самый безумный проект, о котором я когда-либо слышал», — рассказывал Бронштейн. Тем не менее, он и еще несколько ученых согласились стать частью команды. Так появилась инициатива Project ceti — амбициозный, пусть и на грани безумия, и хорошо финансируемый проект по изучению способов общения с животными.

Неофициальная штаб-квартира ceti находится в арендуемом группой ученых доме на Малых Антильских островах — излюбленное место кашалотов. Исследователи намерены превратить западное побережье острова Доминики в гигантскую студию звукозаписи. Только записывать будут не людей, а китов. Для этого они создают сеть подводных микрофонов, а также «жучки» на самих китах.

«Попытка прикрепить записывающее устройство к кашалоту немного подобна попытке поучаствовать в турнире во время гонок на гидроцикле», — рассказала журналистка The New Yorker, которая лично побывала в уникальной островной «лаборатории» и отправилась в плавание с командой ceti, чтобы «оклеймить» парочку кашалотов.

Если удается прикрепить устройство, оно записывает все звуки, издаваемые китом во время путешествия, регистрирует его маршрут, фиксирует сердцебиение и его ориентацию под водой. Затем «жучок»самостоятельно отсасывается и всплывает на поверхность. Собранные данные используются для тренировки моделей машинного обучения.

Планируется, что после того, как удастся собрать значительные массивы данных, можно будет генерировать последовательности, которые кашалот счел бы убедительными. Модель не понимала бы языка кашалотов, но могла бы говорить на нем — подобно тому, как работает ChatGPT.

Но есть у этой гипотезы и скептики. Как поясняет профессор Калифорнийского университета в области теории вычислений Шафи Голдвассер, даже если человеку удастся использовать машинное обучение для шифрования кодов, понятных кашалотам, это не значит, что он сможет расшифровать этот разговор.
3 минуты