Найти тему

В Выборгском районе есть школа, история основания которой уходит корнями в начало XIX века, во времена правления Павла I. Благодаря его супруге, Марии Федоровне, в 1806 году была открыта первая в России школа для глухих детей. Сегодня это школа-интернат №1. Мы поговорили с директором и психологом образовательного учреждения об особенностях обучения и неограниченных возможностях для учеников.


Альбина Титова, детский психолог, владеющий навыками сурдоперевода, в школе-интернате №1

- В чем заключается специфика вашей работы?

Специфика работы с неслышащими детьми связана со своеобразием развития познавательной сферы и психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение). Из-за отсутствия слуха познание окружающего мира не полное. Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. При нарушении слуха важно развитие чувственного опыта: ощущений и восприятий.
Моя задача через обогащение сенсорного опыта развивать познавательную сферу и все психические процессы не только на невербальном, но и на вербальном уровне.

Существует такой миф, что если глухому очень громко кричать, то он тебя услышит. Может иногда это и сработает, но скорее вызовет дискомфорт у ребенка – если у него четвертая степень потери слуха, то это практически глухота. Он, может быть, услышит двигатель самолета, среагирует, если потопать ногой по полу, потому что будет вибрация, но это будет не слух. Когда собеседник пытается докричаться, что видит глухой ребенок: страшное лицо, открывающийся рот, выпученные глаза. Ему начинает казаться, что на него злятся. У глухих нет возможности воспринимать звуки, подражать речи, слышать интонацию собеседника и понимать его чувства, поэтому большое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы. Мы много работаем с эмоциями: разбираем, что такое страх, злость, грусть, радость.

- Возможно ли, что ребенок с частичной потерей слуха, начнет говорить?

Для глухого ребенка устная речь как для нас китайская грамота с непонятными иероглифами. Речь ребенка развивается, когда он ее слышит вокруг, а наши детки изначально лишены этой возможности. В лучшем случае он в детстве выучит дактильный алфавит и научится складывать пальчики и руку в соответствии с буквами. Чтобы из этих букв сложить слово и представить его образ в голове, это нужно повторять постоянно. Для них речь – это регулярная тренировка навыка. Самое главное здесь – это коррекционно-развивающая работа с учителями-дефектологами и на уроках. В результате этой кропотливой, неустанной работы глухой человек может овладеть речью в силу своих возможностей.

- В какую школу отдать неслышащего ребенка?

Я как психолог, работающий с глухими,категорически против внедрения неслышащих детей в общеобразовательные школы. Это удовлетворяет амбиции родителей, но не позволяет детям адаптироваться и социализироваться в полной мере. Как обычно проходят уроки: учитель пишет на доске и говорит. Глухой ребенок видит только затылок учителя, не слышит того, что он говорит. Как строятся уроки в нашей школе: парты выстроены полукругом, много всякой зрительной информации в виде плакатов. Учитель сначала пишет на доске, потом поворачивается к детям и говорит четко и внятно с хорошей артикуляцией. Это постоянный зрительный контакт. В таком случае у детей, у которых остатки слуха больше, есть шансы научиться читать по губам. Я считаю, что коррекционная школа – это идеальная среда для психического и физического развития, формирования навыков и обучения. Тут огромное количество специалистов, которые знают, как работать именно с неслышащими детьми.

Елизавета Ушакова, все фото: Ольга Литвинова
В Выборгском районе есть школа, история основания которой уходит корнями в начало XIX века, во времена правления Павла I.
3 минуты