84 подписчика
Неэффективность антироссийских санкций – украинский взгляд
#россияvsукраина
Часть II.
В качестве причин низкой эффективности антироссийских санкций автор называет их растянутость во времени.
ЦИТАТА “6–12 месяцев промедления России хватило, чтобы подготовиться к эмбарго: найти новые рынки сбыта, наладить поставки компонентов, построить инфраструктуру и получить политическую поддержку в нейтральных странах”.
Далее следует весьма интересное и вполне правдоподобное наблюдение: “Создается впечатление, что санкции вступают в силу только тогда, когда РФ находит альтернативу западному рынку. Если полностью заменить европейский рынок невозможно, альтернативные покупатели смягчают негативные последствия для РФ. Шока от резкого прекращения поставок не происходит, и санкции теряют смысл”.
Приводится пример изменения географии экспорта нефти.
ЦИТАТА “Российские нефтяные потоки перетекли в Индию, Китай и Турцию до введения эмбарго в начале 2023 года. Поэтому добыча в России почти не сократилась, и она продолжает зарабатывать”.
Автор отмечает, что “смена рынков заставляет Россию делать большие скидки на свои товары, но это временно. Если в начале войны скидка на нефть марки Urals составляла $30 / баррель, то сейчас – $16. Все идет к тому, что российские товары постепенно закрепятся в Азии и будут стоить [еще] дороже”.
Уход западных компаний также не нанес РФ серьезного ущерба, – “во-первых, это сделали не все компании. Часть из них наращивает импорт и насыщает опустевший рынок. Во-вторых, Россия смогла наладить импорт части важных товаров через третьи страны”.
ЦИТАТА “Бизнес-среда в России оказалась достаточно развитой, чтобы наладить параллельный импорт, когда товар ввозится через третьи страны. Имея склады в Казахстане и налаженную логистику, можно ввозить в Россию не только разрешенные, но и запрещенные товары.
Сейчас это явление стало массовым. Многие российские логистические компании предоставляют эту услугу “под ключ”. (...)
Россия может импортировать автомобильные запчасти, станки, специализированную химию, электронику.
Через ряд посредников в Россию попадают и электронные компоненты (...) в частности через Турцию, Китай, Киргизию, Казахстан, Узбекистан”.
Автор утверждает, что западные партнеры сознательно закрывают на это глаза и приводит поразительную официальную статистику, – показатель немецкого экспорта в Киргизию вдвое выше, чем показатель киргизского импорта из Германии, – “предположительно, разница (...) возникла из-за того, что часть товара идет сразу в Россию, а часть – через киргизских посредников”.
Не все российские товары попали под санкции, – “помимо гражданских и продовольственных товаров, есть ряд исключений: платина, цветные металлы, алмазы, некоторые продукты из стали. Все это до сих пор покупают западные страны, (...) повышая российский экспорт минимум на $20 млрд”.
Эмбарго на энергоносители весьма относительное и довольно компромиссное.
ЦИТАТА “Во-первых, в ЕС до сих пор идет российская нефть через одну ветку трубопровода “Дружба”. Во-вторых, импортируется газ – и трубопроводный, и сжиженный. Поставки последнего даже растут”.
Экономический советник офиса президента Украины Владислав Власюк так комментирует ситуацию: “Подход западных стран к применению санкций кое-где менее решителен, чем быстрые действия России, адаптационные возможности которой недооценивают. Партнеры также осторожно относятся к потенциальным экономическим последствиям введения санкций, что замедляет и выхолащивает процесс”.
Автор констатирует, что “санкции находятся на этапе, когда каждое последующее ограничение может ударить и по России, и по западным странам”, и предупреждает – “если оставить status-quo, то выиграет от этого только Россия”.
P.S. Согласно свежему опросу Insa, на вопрос, какое воздействие оказывают санкции против РФ на экономику ЕС, 54% австрийцев ответили – “негативное”, 12% – “позитивное”, 21% – “не оказывают влияния”, 13% затруднились с ответом.
3 минуты
9 сентября 2023