151 подписчик
УЧИТЬ В ЛЕГКОСТИ?
Когда-то я вела уроки, но результата не получала. Я думала, мои уроки не качественные, и мне надо еще больше стараться. Я старалась, потом еще старалась, потом еще. Плясала у доски, рассказывала сказки чуть ли не по каждой теме. Кружила по классу между рядами, занимала перемены. Но наступал май, годовые (устные) экзамены, и я хваталась за голову, потому что мои ученики не умели говорить. Они мямлили у доски, а сгорала со стыда перед присутствующей администрацией.
Я не понимала что происходит. Я стала думать. Почему так? Почему я так старательно веду уроки, но мои ученики смотрят на меня как на кукольный театр одного актера. Да, они смотрят с интересом, я не отрицаю, считают меня классной учительницей, даже восхищаются моими уроками, а некоторые любят.
Но нужного мне результата не выдают. Да, они начинали любить математику, заниматься чуть лучше, чем раньше. Но я -то хочу большего.
Я продолжала думать. Но выхода не находила. И однажды в моей жизни появилась Марина. Марина Валентиновна была моей коллегой, а позже стала подругой. Она моложе меня более чем на 10 лет, и когда я увидела, как она ведет уроки, я была удивлена. Она считала меня прекрасным учителем и обычно говорила о своих уроках так:
- Елена Аркадьевна, я не могу готовиться к урокам так как вы. Мне лень. Я прихожу в класс и говорю: "Давайте играть в школу, кто сегодня за учителя? Ваня, ты? Давай, читай параграф вслух. Что понял? А давайте-ка запишите эту теорию кратко в словарик. Что написали? Нормально. А как решить? А как вы поняли объяснение решения в учебнике? Теперь решайте. Кто пойдет к доске?"
Я слушала Марину с недоумением и думала, что там за дети у неё получатся? Что они вообще выдадут в итоге?
И вот однажды мне представился случай её замещать. Я зашла в её любимый класс и была поражена. Ребята умеют говорить! Да, у них есть и пробелы, и непонимание. Но они открыты, с готовностью рассуждают, у них нет затыков и молчания, они не боятся ошибаться.
И я подумала: что-то в этом есть! И чувствовала, что именно здесь прячется решение моей проблемы. Учить на лайте, отдать инициативу в руки ребят. Да, не со всеми классами это работает, в т.ч. и у моей Маришки. Но мне понравился её стиль, её подход. Она показала мне, что урок можно развернуть на 180 градусов, что можно не готовится к урокам, а на уроке вместе с учениками разбираться в новой теме.
Да, я не переняла этот стиль полностью. Но я пошла в этом направлении. Её учебник и словарики - отличная идея - стали прообразом моих сегодняшних опорных конспектов. И какой же это рай, когда раздав их ребятам, можно спокойно, на лайте сказать своим ученикам: "А давай поиграем в школу. Кто сегодня учитель? Ваня ты? ..." А самой откинуться на спинку стула и на секундочку посмотреть в небо за окном...
2 минуты
9 сентября 2023