104,4 тыс подписчиков
Быстрые и эффективные кампании вермахта в Польше и Франции (и не только) убедили немецкое руководство в том, что оно наконец-то нашло «выход» из «позиционного тупика» периода Первой мировой войны. По крайней мере, на суше, потому что на море у немцев, в сравнении с теми же англичанами, почти ничего и не было.
Оттого и на СССР смотрели как на объект будущей «победоносной кампании». Мол, все будет ровно так, как было в 1939 или в 1940 годах.
Немецкий генерал и военный историк Курт фон Типпельскирх признал позднее, что это была страшная ошибка вермахта и гитлеровского руководства: им казалось, что блицкриг будет работать с любым противником на суше. Факторы пространства и сопротивляемости не учитывались.
«Но в России не существовало уже таких условий, какие были во время Польской и Западной кампаний: немецкие армии не могли в ходе концентрического наступления окружить и уничтожить противника, глубина района операций не определялась ни сухопутными границами, ни морскими берегами, немцам не удалось добиться решающего перевеса в первых же операциях. Наоборот, немецкие войска затерялись на огромном пространстве и встретили упорного противника. Это была опять «нормальная» война, а, следовательно, теория Мольтке вновь стала действительной. Гитлер видел только внешнюю сторону Польской кампании и был окрылен достигнутым успехом...» (с) К. фон Типпельскирх. История Второй мировой войны.
Получается, что Польская кампания вермахта сыграла важную историческую роль в формировании у немецких правящих кругов чувства «всемогущества» (надо думать, после Франции-1940 оно укрепилось в разы). Чувство это крайне вредное, ведет к недооценке противника и к переоценке собственных возможностей. Типпельскирх ещё и явно намекает на то, что сопротивление поляков или французов не было таким уж ожесточенным.
1 минута
9 сентября 2023
1037 читали