Найти тему
14 подписчиков

 7 сентября 1899 года родилась королева романса Изабелла Юрьева


Есть люди, про которых говорят "он опередил свое время". А Изабелла Даниловна Юрьева скорее немного отстала от времени. Как иначе объяснить появление исполнительницы романсов в советской России? В то время, когда с эстрады пели про стройки, она пела про любовь…
Ее творческий путь начался в Ростове-на-Дону, и она всерьез хотела учиться музыке. Но при поступлении в Ленинградскую консерваторию Алексей Таскин (прежде аккомпанировавший знаменитой Анастасии Вяльцевой) заметил, что Изабелле не нужна оперная школа: ее голос и его природная постановка уникальны, а будущее девушки - эстрада.
   После этого Изабелла решила заниматься под руководством Таскина и лишь совершенствуясь, но не меняя природного дара. В 1922 в кинотеатре "Колизей" состоялся ее дебютный концерт, после которого сразу же получила приглашение выступать в московском "Эрмитаже". И в том же году молодая артистка отправилась на первые гастроли – в Ростов. Среди первых романсов, прозвучавших тогда в ее исполнении, был и этот – "Жалобно стонет ветер осенний".
Своеобразность тембра и исполнения романсов быстро завоевали зрительскую любовь. Изабелла Юрьева активно концертирует, но уже тогда не позволяет себе больше одного концерта в день. Эта принципиальная позиция не менялась до конца ее активной творческой деятельности. Как призналась намного позже Изабелла Даниловна, дать несколько концертов в один день, поскольку это означало бы "быть невзыскательной в своем искусстве, выступать неровно, заведомо допускать послабления...". Для нее это было недопустимо.
В 1929 певица покорила Москву: после выступления на вечере цыганского романса в Колонном зале Юрьеву назвали "белой цыганкой" - так необычно было сочетание чувственного контральто и внешности хрупкой белокурой красавицы.
Популярность росла, но первая пластинка появилась лишь в 1937 году, через 15 лет после первого концерта. После этого на Изабеллу Даниловну обрушилась слава. Ее боготворили, называли королевой граммофона… Слушателям она казалась настолько неземным существом, что позже, военные годы случился курьез.
Изабелла Даниловна, как и многие артисты ,ездила с концертами в прифронтовые зоны. И во время одного из таких концертов из зала раздался возглас "переверните! Переверните!" Оказалось, что один из зрителей думал, что слушает пластинку, а красавица на сцене просто изображает пение. А тот молоденький лейтенант хотел услышать свою любимую песню со второй стороны диска – "Саша".
После войны песни Юрьевой по-прежнему оставались популярными, но потихоньку слава сменялась забвением. На фоне растущего идеологического давления, когда все личное было объявлено мелким и мещанским, городской, цыганский, классический романсы стали сдавать позиции, уступая бравурным шлягерам нового времени, прославляющим новый строй. Даже Исаак Дунаевский, грандиозный талант которого неоспорим, поддавшись влиянию времени, назвал в журнале "Советская музыка" пение Юрьевой излишне эмоциональным и создающим чрезмерное драматическое напряжение. Но пока еще можно было услышать льющиеся из открытых окон звуки шлягеров в исполнении Изабеллы Даниловны.
Но вскоре наступило забвение… Изабелла Даниловна все еще выступает с концертами, но ценителей романса все меньше. Лишь в семидесятые происходит всплеск интереса к романсу и все снова вспоминают королеву этого жанра. Но время… Изабелле Юрьевой уже за 70, ее артистическая карьера позади. Но даже в 93 она остается настоящей женщиной и певицей. После 22 лет молчания на юбилейном вечере она снова у микрофона и поет… Как она поет!
В 2000 году ее не стало. Но голос ее жив, и песни – живы. Великолепные романсы переиздают на новых носителях, а слушатели годятся ей в праправнуки.
3 минуты