111 подписчиков
Медицина будущего будет больше похожа на психиатрию, чем на химию. Майкл Левин вместе с директором Центра раковых стволовых клеток в University of Pittsburgh написали статью “Future medicine: from molecular pathways to the collective intelligence of the body”. Я долго сомневался, стоит ли о ней здесь упоминать — взгляд там радикальный и требует многих пояснений — и дотянул до того, что свободный доступ к статье на днях закроют [в комментах будет лежать PDF].
В чем их идея, без пояснений. Сегодня медицина работает за счет микроуправления, пытаясь регулировать молекулы и пути. Авторы считают, что лучше работать уровнями выше и использовать способности организма к самовосстановлению. Если смотреть на ткани тела как на коллективных агентов, решающих проблемы, то в качестве вмешательств уже применимы методы поведенческой и когнитивной науки. Тогда у биомедицины появится — помимо фармакологии для микроуправления — новый инструмент. Он нацелен не на молекулы и физиологию, а на восприятие, память и принятие решений разными агентами (клетками, тканями, органами).
Авторы используют термин «соматическая психиатрия». Это зонтик, под которым и кибернетика, и теория контроля, и поведенческая нейробиология, и теория игр, и теория обучения. Исследовательская программа в таком случае сводится к поиску управляющих сигналов для “агентов”, перепрограммированию их целей (скажем, бактерии или паразиты уже владеют этим инструментом). Словом, если использовать далекую аналогию, медицина должна перейти от переподключения кабелей ЭВМ 1940—1950-х годов к работе через софт и высокоуровневые языки программирования.
1 минута
7 сентября 2023