Найти тему
36,9 тыс подписчиков

В процессе подготовки к сами-знаете-чему (но для тех, кто каким-то чудом пропустил, повторюсь, что речь идет о моем курсе в "Страдариуме") читаю замечательную книгу Майкла Леви и Фары Мендльсон "Children's Fantasy Literature: An Introduction". Почерпнула оттуда мысль, вроде бы, очевидную, но как-то по-новому подсвечивающую наше (мое) видение волшества в детских книгах.


Все знаменитые народные сказки вплоть до второй половины XVIII века считались чтением не детским, а взросло-простонародным. И связано это было с расхожим представлением об изначальной порочности ребенка как такового. Для того, чтобы обуздать имманентно ему присущую "греховную природу" и подготовить к вступлению в стерильный мир взрослых, ребенку требовалась жесткая санобработка, индоктринация, а значит, минимум лжи в процессе образования и воспитания. И конечно же, такой подход предполагал практически полное исключение художественного вымысла из пространства детского чтения.

Однако к началу XIX века под влиянием идей романтизма (а также некоторого снижения детской смертности) происходит плавное переосмысления концепта детства и, соответственно, природы ребенка. На смену идее "ребенок рождается порочным, и общество должно его окультурить и по возможности обеззаразить" приходит идея "ребенок рождается безгрешным, и общество должно по возможности оберегать его от мирской скверны". Это приводит к изменениям в том числе в подходе к детскому чтению - на смену "суровой правде" и Библии как основе развития приходит волшебная сказка, призванная оградить ребенка от грубой и грязной реальности.

Интересно, что подобную же постепенную трансформацию мы наблюдаем, скажем, в советском подходе к детской литературе, в которую фантастическое и волшебное начало активно просачиваться только в 70-е и 80-е годы. В эпоху застоя оформляется и стабилизируется концепция "советского счастливого детства", по телеэкранам летят крылатые качели, школьные годы оказываются чудесными, а на книжных прилавках в куда больших, чем прежде, количествах расцветают советские литературные сказки и фантастика. До этого же ребенок осмыслялся как немного недоделанный боец, строитель светлого будущего, и соответственно, чем скорее он займет свое место в шеренге, тем лучше. А помочь ему в этом должна литература полезная, познавательная, сугубо реалистичная и зовущая на подвиг - что-нибудь про геологию или жития пионеров-героев.

Любопытно, конечно, увидим ли мы нечто подобное (хотя бы на уровне интенции) на нынешнем этапе или дело ограничится начальной военной подготовкой в школе. Пока в эту сторону мысль наших культурологов в штатском, вроде бы, не движется, но кто ж их знает.
В процессе подготовки к сами-знаете-чему (но для тех, кто каким-то чудом пропустил, повторюсь, что речь идет о моем курсе в "Страдариуме") читаю замечательную книгу Майкла Леви и Фары Мендльсон...
2 минуты
783 читали