Найти в Дзене
26,5 тыс подписчиков

«Их нежные кости сосала

грязь.
Над ними захлопывались
рвы.
И подпись на приговоре
вилась
Струёй из простреленной
головы.
О мать Революция! Не
легка
Трехгранная
откровенность штыка...»

Из поэмы Эдуарда Багрицкого "ТВС" ("Туберкулёз")

Вот все-таки потрясающим периодом были 20-е годы прошлого века. Только лишь из-за одной этой поэмы Багрицкого о них можно понять многое. А сколько тогда совершенно открыто печатали подобных произведений! Тут и "Конармия" Бабеля, и "Щепка" Зарубина, и "Повесть непогашенной луны" Пильняка, и многое, многое другое. Ни один из авторов не пережил 1937 г., что тоже говорит о многом.

Сейчас, перечитывая поэму Багрицкого "Туберкулёз", думаю, что ему несказанно повезло умереть своей смертью в начале 30-х. Как, например, и тому же Волошину. Да что там они, даже Ленину! Крупская верно однажды заметила, что доживи Ильич до 1937, он бы тоже оказался на скамье подсудимых с Каменевым, Зиновьевым и прочими...

Но 20-е гг. были потрясным временем. Разлитая в атмосфере общества красно-революционная романтика, пьянящее ожидание "нового мира", море неподдельного энтузиазма и ощущение принадлежности к мировому человеческому авангарду. Казалось, этой энергией можно создать новую Вселенную. В каком-то смысле, это "лихие 90-е" наоборот. Отзвуки этого взрыва можно отчётливо уловить в стихах и произведениях того времени. Чем они и дороги.

Если вы ничего не поняли, не обращайте внимания. Я просто пишу под впечатлением от "ТВС"...

А каков диалог воскресшего призрака Дзержинского, в котором Багрицкий (его устами) предсказывает мораль наступающего (цитата) "века-чекиста":

«А век поджидает на мостовой,
Сосредоточен, как часовой.
Иди — и не бойся с ним рядом встать.
Твоё одиночество веку под стать.
Оглянешься — а вокруг враги;
Руки протянешь — и нет друзей;
Но если он скажет: „Солги“, — солги,
Но если он скажет: „Убей“, — убей...»

Но это уже про 30-е...
«Их нежные кости сосала грязь. Над ними захлопывались рвы. И подпись на приговоре вилась Струёй из простреленной головы. О мать Революция! Не легка Трехгранная откровенность штыка...
1 минута
143 читали