12 подписчиков
Ранний возраст. Часть 4.
Действия с предметами в раннем возрасте совершенно невозможны без дальнейшего развития восприятия и развития речи, которое наиболее благоприятно именно в возрасте от 1 до 3 лет.
Восприятие окружающего мира.
Восприятие продолжает быть ведущим (зрительное и слуховое). Ребёнок еще не может отделить свойства предмета от самого предмета и, соответственно, близкие по своему внешнему виду предметы для ребёнка сливаются в один обобщенный предмет (кот и тигр – будут одним существом). Также если очень резко поменять какие-то привычные элементы в предметном мире, ребёнок перестаёт их узнавать, даже своих собственных родителей, которые переоделись в маскарадный костюм – не узнает.
Вдобавок при восприятии наблюдается детская синестезия, то есть смешанность ощущений в восприятии и, соответственно, для ребенка запахи, цвет, звук нередко сливаются. В некоторых случаях детская синестезия остаётся в течение всей жизни, но в большинстве случаев, конечно, синестезия проходит.
Развитие речи.
Речь является важнейшей высшей психической функцией, и задача родителей, воспитывающих детей, – научить ребенка речи так, чтобы она стала превращаться в речевую деятельность.
После полутора лет речь получает достаточно мощный толчок в своем развитии. Важно, чтобы ребёнок находился в соответствующем речевом поле, чтобы родители разговаривали друг с другом, разговаривали с ребенком. Показывали ему предметный мир, объясняли его, играли в самые разнообразные детские игры.
Примерно до полутора лет активно формируется пассивная речь, затем подтягивается активная речь.
И также в 1.3 года появляются диффузные слова, которые одновременно означает и предмет, и действия, и свойства предмета.
В полтора года у ребёнка появляются односложные предложения в речи.
Телеграфная речь появляется почти к 2 годам, и после 2-х лет у ребенка появляются сложные предложения, – ребёнок может вступать в диалоги, но опять же только при одном случае, если родители с ребенком будут разговаривать, развивать его речь.
Ни один компьютер, ни один смартфон не заменит речи взрослого для ребенка, поскольку он обучается речи не только на слух, но и ещё и с помощью артикуляционного подражания. Ребенку важно овладевать не только звуковой стороной речи, но и двигательной стороной речи, то есть ребёнок учится произносить слова, наблюдая за речью взрослых, ему мало только слышать, ему нужно соединить слова и речевую артикуляцию.
К двум годам у детей появляются сложные предложения (мама кушать баба дай). Словарный запас к полутора годам колеблется в районе 50 слов. В 2 года ребёнок должен знать до ста слов.
До трёх лет. Появляется возможность произносить почти все звуки русского языка. Затруднение в произношении представляют свистящие, шипящие, сонорные звуки: «р», «н», «л», «м», «щ», «ш» и т.д.
Словарный запас увеличивается до 300 слов.
Отметим также стороны речи, которые развиваются в раннем возрасте: семантику, то есть смысловую сторону речи, словообразование, фонетику и на протяжении всего детства будет развиваться, как пассивная сторона речи, так и активная сторона речи.
2 минуты
5 сентября 2023