Найти тему

Мешал ли шум жителям средневекового города?


Отвечает Галина Шебалдина, к.и.н., преподаватель и сотрудник гуманитарного архива РГГУ:

Не так давно в беседе с коллегами обсуждали тему, как менялось восприятие человека обыденных явлений окружающего мира! Например, что составляло звуковую картину средневекового города, и какие факторы могли влиять на изменение объема звука?

В качестве примера обратимся к Москве, хотя то же самое можно сказать и про любой другой крупный средневековый город.

К началу XVI века население Москвы составляло около 50 000 человек, которые в основном проживали внутри Кремля. С середины столетия начался стремительный рост ремесленных пригородов: Сретенки, Пречистенки, Китай-города и др.

Очевидно, что рост населения приводит к увеличению шума в городе. Но из чего он состоял? Мы знаем, что в те времена в каждом из жилищ проживало большее количество людей, чем сегодня: в комнате по 8-9, часто вместе со скотиной. При этом деревянные стены, окна из слюды или бычьего пузыря, полы пропускали гораздо больше звуков, чем сегодня.

Господство домашних мастерских приводило к тому, что в ремесленных слободах, уровень шума был намного выше, чем в боярских районах, но натуральное производство и в усадьбах аристократов не прекращалось ни на минуту. Кроме того, со школьной парты нам говорили о том, что Москва была городом тысячи церквей, а, следовательно, колокольный звон был непременной частью звуковой картины города.

Не стоит сбрасывать со счетов и уровень потребления горячительных напитков в разного рода увеселительных заведениях, что часто сопровождалось криками, спорами и смехом.

Не вызывает сомнения, что существовало множество других шумов и звуков, но они не несли с собой стресс для населения за исключением тех, что были вызваны чрезвычайными событиями: пожаром, нападением врага и т.д. Урбанисты отмечают, что господствующие звуки были более естественными, а «проблема звука» до определенного момента и вовсе не стояла перед человечеством.

Мешал ли шум жителям средневекового города?  Отвечает Галина Шебалдина, к.и.н.
1 минута