Найти тему
36,9 тыс подписчиков

Как и все уже люди на свете почитала немножко Тот Самый Учебник Мединского. Он, как мне кажется, слегка пятно Роршаха - все вычитывают в нем свое: кто-то ошибки и неточности, кто-то кровожадную пропаганду, кто-то неудачные иллюстрации - словом, кто что.


Я, честно говоря, особой пропаганды в нем не заметила - пропаганда все же предполагает наличие единой концепции, относительно простого и ясного тезиса, который можно протащить через весь текст и подкрепить примерами. У Мединского же концепция меняется каждые десять страниц (я, чтобы быть честной, прочла тридцать - это несложно, там все сплошь картинки), положительные и отрицательные герои не поделены, и как результат никакая пропаганда, кроме "мы очень хорошие, а нас обижали, но мы всегда собирались и давали отпор - вот и сейчас каааак соберемся, каааак дадим", из него не складывается. А такого тезиса для общей связности, убедительности и непротиворечивости маловато - вопросы начинаются буквально с определения слова "мы".

Зато я там вычитала лютую, беспросветную скуку и, как ни удивительно, полное безлюдье - несмотря на кучу имен и фамилий, там нет увлекательных сюжетов и живых вызывающих эмпатию персонажей. Есть абстрактный какой-то "героизм", а героев нет.

В скуке обычно принято упрекать школьные учебники по истории советской эпохи - дескать, там сплошь классовая борьба. Многие учебники и впрямь были скучноватые (учебник 9-го класса, полный бесконечных стачек и партийного строительства, вспоминаю с ужасом), но были и шедевры. Да, классовая борьба (читай, пропаганда) там и правда была, но в удачных случаях она выполняла функцию организующего тезиса, вокруг которого выстраивались вполне увлекательные истории с симпатичными или, напротив, отчетливо отталкивающими героями.

Очень хороший пример увлекательного (хотя и дико тенденциозного) учебника - это знаменитый учебник Агибаловой-Донского по истории Средних веков для шестого класса. Он тоже, конечно, был выстроен вокруг идеи классовой борьбы, и все события в нем подразделялись на "прогрессивные", то есть способствующие приближению Великой Октябрьской социалистической революции, и "реакционные", Великую Октябрьскую социалистическую революцию отдаляющие.

С этим связаны и многочисленные перекосы: так, несколько поколений советских детей выросли с верой в то, что главные события Средневековья - это Жакерия во Франции, а также восстания Уота Тайлера и Роберта Кета в Англии. Ну, и с персоналиями тоже не все было ладно - например, довольно маргинальный вождь Крестьянской войны в Германии, близкий к анабаптистам (которых принято было считать предтечей коммунистов) Томас Мюнцер позиционировался как фигура куда более значительная, чем Мартин Лютер и далеко превосходящая последнего в том, что касалось "прогрессивности".

Однако при всех огрехах этот учебник правда было интересно читать (а учителя, по нему учившие, говорят, что и преподавать по нему было удобно). В нем были потрясающе увлекательные истории, тот же самый Томас Мюнцер был советскому школьнику как родной, а гибель его переживалась как пресональная трагедия - уж не говоря о, например, Жанне Д'Арк (ее почему-то тоже осмысляли как "прогрессивную"). Помню, что даже в моей довольно посредственной 83-й школе Заводского района города Тбилиси ученики довольно посредственной учительницы Екатерины Никифоровны (из семьи грузинских молокан, кстати) плакали, когда Жанна поднималась на костер (я - нет, я свое отплакала годом раньше над книжкой Левандовского из серии ЖЗЛ).

Я не хочу сказать, что такого рода пропагандистские учебники - эталон, на который надо ориентироваться, и вобще будьте все как Агибалова и Донской. Есть гораздо более полезные и продуктивные способы преподавания истории, меньше завязанные на определенном "подходе" и оставляющие куда больше простора для интерпретации и самостоятельных умозаключений ученика. Я просто считаю своим долгом отметить, что даже пропагандистскую по своей сути, предельно тенденциозную вещь можно при желании сделать хорошо и добросовестно. И вот Тот Самый Учебник Мединского, как мне кажется, не тот случай.
Как и все уже люди на свете почитала немножко Тот Самый Учебник Мединского.
3 минуты
1181 читали