41 подписчик
📖 КОМУ ВЫ СЛУЖИТЕ ?
Директора делятся на три группы, в зависимости от того, на кого они ориентируются.
Есть три вида директоров:
- директор, ориентированный на начальство;
- директор, ориентированный на учителей;
- директор, ориентированный на детей.
Директор из первой группы больше всего заботится о том, как школа выглядит внешне,
для посетителя. Всю школьную документацию ведут так, чтобы начальству было удобнее
проверять, чтобы никто из вышестоящих не придрался. В такой школе инспектор незримо
присутствует на каждом педсовете, на каждом уроке – как будто прячется в каждом углу.
Директора, стремящиеся к дружбе с начальством, в конце концов устанавливают некий
баланс. Школа живет так, как ей приказано жить сверху, а за это послушание ей что-то
перепадает - лучше ремонт, компьютерный класс… Глядишь, в такую школу начинают водить
иностранцев; директор становится знаменитым. Его жизненная цель достигнута: он директор
известной в районе ( а то и в городе) школы.
Совсем другая жизнь у директора, ориентированного на учителей. Он не всегда ссорится с
начальством, но во всех конфликтах берет сторону своих. Он прилагает огромные усилия, чтобы
собрать, переманить к себе лучших учителей района и города. А потом предоставляет им
полную свободу.
В такой школе обычно бывает очень весело, легко, конфликтов почти нет, в учительской
не ссорятся, на педсовете друг друга стараются не критиковать. Но учителя очень высокого
класса в таких школах – редкость.
А теперь придем в школу к директору, ориентированному на детей. Обычно ее невысоко
ценит начальство. Школа у такого директора кажется запущенной потому, что большую часть
рабочего дня он тратит не на административные и хозяйственные дела, а на детей.
В его кабинете всегда много детей. И когда приходят посетители, он не спортзалом
хвастается, не мастерскими и не учителями, а детьми. Ему каждого ребенка хочется приобнять,
погладить по голове, о каждом сказать что-то хорошее и веселое.
Школа платит директору именно в той степени, в какой он занят школой. Директора,
ориентированного на начальство, могут уважать, но редко любят. Директора, ориентированного
на учителей, любят, соответственно, учителя, а дети могут не уважать. Директора из третьей
группы обожают дети; учителя над ним подшучивают, начальство им недовольно.
Но все-таки все говорят: Николай Сергеевич очень любит детей. И за это Николаю
Сергеевичу многое прощается.
Газета "Первое сентября" № 91, 1994 год #школьноеобразование #педагогика #архив
2 минуты
3 сентября 2023