Найти тему
85 подписчиков

Все менее соединенное Королевство

#Voxpopuli #британия

Современная Британия представляет собой с точки зрения политической социологии интересное явление, – экономический кризис, вызванный в равной степени Brexit и вырождением элит, резкое падение уровня жизни и постепенное снижение влияния Лондона на мировой арене, – и все это на фоне сравнительно стабильной политической системы.
Согласно последнему опросу Redfield & Wilton Strategies [R&W], партийные предпочтения британцев на конец августа таковы: за оппозиционных лейбористов готовы проголосовать 44% избирателей, за сформировавших Кабинет консерваторов – 28%, за “третий элемент” британской “2,5-партийной системы” – либеральных демократов – 12%.
Итого, партии определяющие британскую политическую систему имеют поддержку 84% избирателей.
Еще две политические партии – Реформ [7%] и Зеленых [4%] также вполне интегрированы в политическую систему в качестве крайне правого фланга консерваторов и крайне левого крыла лейбористов.

Падает поддержка Шотландской национальной партии и Партии Уэльса. Лейбористы в Шотландии почти догнали националистов – 34% vs 37% при том, что еще недавно ШНП поддерживали почти 50% шотландцев, что гарантировало “сепаратистам” более 50 мест из 59 в Британский парламент от Шотландии.
Уэльские националисты безнадежно застряли в электоральном гетто с верхней планкой в 20% от тамошних избирателей [в августе 2023-го – 16%] и интрига не меняется, – возьмут ли они 3 или 4 места из 40 в Вестминстер от Уэльса.

Риши Сунак, безусловно, стал стабилизирующим фактором после эпатажного Бориса Джонсона и бездарной Лиз Трасс, но все равно, т.н. “чистый рейтинг компетентности правительства” находится на уровне минус 23% [22% британцев “выставили” компетентности Кабинета позитивные оценки, 45% – негативные].
Чуть лучше с “чистым рейтингом одобрения” лично премьера – минус 15% [30% позитивных оценок vs 45% – негативных].
Понятно, что ни о каком “кредите доверия” говорить не приходится.

Несмотря на 7 прошедших лет, Brexit по-прежнему остается ключевым “травмирующим” событием [“пепел ЕС стучит им в сердце!”?].
Согласно свежей социологии R&W по заказу НКО “Великобритания в меняющейся Европе”, 62% британцев сегодня проголосовали бы за вступление в ЕС, и это самый высокий показатель за все время пост-Brexit; только 38% против “возвращения блудного бритта”
Из тех, кто голосовал против Brexit в 2016 году, 86% готовы повторить свой выбор [11% в этой категории сейчас поддержали бы выход из ЕС], в то время как среди “брекзитеров” таковых 69% [23% поменяли свое мнение на противоположное].
Интересно, что среди молодежи 18-24, не имевшей права голоса в 2016-м,
75% сегодня проголосовали бы за вступление в ЕС.

В другом своем августовском опросе R&W испытала на прочность скандальный тезис Нобелевского лауреата Иосифа Бродского “Мари, шотландцы, все-таки скоты!”
Общая картина – умеренно-тревожная: голоса “за” / “против” независимости разделились 45% vs 48% [7% затруднились с ответом], что является сравнительно неплохим результатом, ибо в период пандемии число сторонников шотландской независимости превышало 50%.
Однако, поддержка независимости Шотландии весьма сильна среди молодых шотландцев и набирает абсолютное большинство в возрастных категориях 16–24 [54%], 25–34 [62%] и 35–44 [52%].
В старшем поколении преобладают унионистские настроения: 45–54 [51%], 55–64 [58%] и 65+ [62%].

Что касается Уэльса, то здесь референдум носит весьма гипотетический характер и разрыв между “унионистами” и “сепаратистами” составляет 26%: 58% vs 32% [10% затруднились с ответом].
Но примечательно, что большинство молодежи Уэльса – за независимость 18–24 [53%] и 25-34 лет [52%], но Бродский на эту тему не высказался…
3 минуты