Найти тему

Потому что без этого уже не могут, как не может без своего ансамбля, без гармони сам Устьянцев.

Геннадий Заволокин, колеся по России в поисках народных талан­тов, просто не мог пройти мимо Александра Устьянцева, слава которого уже давно перешагнула границы области. Правда, сначала мэтр, уже избалованный общественным вниманием и утомлённый беско­нечными прослушиваниями, не­сколько снисходительно отнесся к выступлению уральского гармони­ста. Но стоило Устьянцеву взять несколько аккордов, как выражение равнодушия вмиг сле­тело с лица Заволокина. Он сразу понял, что перед ним – уникаль­ный исполнитель.
– Когда снимали передачу «Иг­рай, гармонь!» в Среднеуральске, Заволокин шесть раз давал в кадр моё выступление. Обычно он по­казывает один, от силы два фраг­мента с участием какого-то испол­нителя, а основное экранное вре­мя заполняет собой. А тут сделал для меня исключение. Оценил.
Выходит, из сотен безусловно талантливых и самобытных гармо­нистов, прошедших через переда­чу за шесть лет, Устьянцев попал в «Золотую десятку». В Новосибирс­ке, где собрались первые гармони­сты России, «десятка» давала по три концерта в день. И даже на этом звёздном фоне Александру Петро­вичу досталось оваций, пожалуй, побольше, чем остальным.
О друзьях-товарищах…
– Чистых гармонистов-инстру­менталистов среди золотой десят­ки раз-два – и обчёлся. Сергей Сметании преподаёт гармонику. Сергей представляет исконно народное, северное, архангельское направление в музыке, он прекрас­ный исполнитель. Часто концер­тирует с гармонью за границей. Владимир Игошин из-под Кирова – настоящий самородок. Кроме того, что он прекрасно владеет инструментом, Владимир – не­превзойденный сочинитель и исполнитель частушек. Помните, в одной из телепередач с его участи­ем прозвучало: «Посмотрел я на телегу, а телега – на меня: “Ты ведь тоже из деревни – весь изъез­жен, как и я”». Лучше не скажешь про деревенского мужика. Игошин – личность незаурядная во всём. Он глава сельской администрации, четыреста жителей в селе – и почти все в его фермерском хозяй­стве работают. И жизнью доволь­ны, потому что он и хозяин креп­кий, и управленец мудрый. В об­щем, интересный народ гармонис­ты, что ни фигура, то с изюминкой.
– Вы там тоже не потерялись…
– Настоящий гармонист не столько себя показывает, сколько инструмент. Высший пилотаж – когда все 25 кнопок, с верхней до нижней, задействованы. И в басо­вой клавиатуре – тоже. А изюмин­ка – в аранжировке произведения. Ведь все гармонисты играют при­мерно один и тот же репертуар. А ты найди свои приёмы, свои краски – и всем знакомая мелодия зазву­чит совсем по-другому.
Даже непрофессионал отличит устьянцевскую гармонь от десят­ка других, пусть даже таких же блестящих. А профессионалы, в частности музыкант Вадим Потехин из города Балахна, пишут так:
«Здравствуйте, дорогой Александр Петрович! Позвольте выразить своё искреннее восхищение Вашим та­лантом. Много хороших гармонис­тов выступает в передаче «Играй, гармонь!», но такое исполнение я слышал впервые. Ваше виртуозное мастерство просто поражает. Играть шестнадцатые терциями в быстром темпе трудно, но можно (правда, не­многие гармонисты отваживаются на это). А вот шестнадцатые секстами в быстром темпе играл, говорят, толь­ко один баянист – Виктор Гридин, царство ему небесное.
Но вы не только виртуоз, вы ещё и композитор. Ваши обработки великолепны! Браво, маэстро!
Я бы слушал Вас часами. Запи­сываете ли Вы пластинки, кассеты, где их можно купить? Ответы на эти вопросы должен бы дать Заво­локин, но у него на это не нахо­дится времени. За что я его не люблю, так это за то, что не даёт послушать до конца ни одного хо­рошего исполнителя. А наши дея­тели культуры вообще давно не балуют возможностью послушать хорошую инструментальную музы­ку. Для меня же гармонь (баян) самая большая любовь в жизни. Кстати, у Вашей гармони очень хорошее звучание. Кто мастер?»
3 минуты