401 подписчик
Западное европейское Новое время (Модерн) привнесло с собой идею, совершенно чуждую всем этим цивилизациям, включая католико-христианскую – идею линейного времени и поступательного развития человечества (позднее это оформилось в идею прогресса). Те, кто принял эту установку, стал оперировать с основополагающими представлениями о том, что «старое», «античное», «традиционное» заведомо хуже, примитивнее и грубее, чем «новое», «прогрессивное» и «современное». Более того, линейный прогресс догматически утверждал, что новое снимает старое, преодолевает и по всем параметрам превосходит его. Иными словами, новое замещает собой старое, упраздняет его, встает на его место. Тем самым отрицается измерение вечности, которое стоит в основе всех религий и всех традиционных цивилизаций и составляет их сакральное ядро.
Идея линейного прогресса одновременно перечеркнула все формы традиционного общества (включая традиционное общество Западной Европы). Таким образом «античная интернациональная система» или «первый номос Земли» стали рассматриваться совокупно как прошлое, которое должно быть замещено настоящим по дороге к будущему. При этом в качестве настоящего (современного, Модерна) бралась модель пост-традиционного пост-католического (отчасти протестантского, отчасти материалистически-атеистического в согласии с парадигмой естественно-научного мировоззрения) европейского общества. В Западной Европе XVI-XVII веков впервые зародилась идея единой цивилизации (цивилизации в единственном числе), которая воплощала бы в самой себе судьбу всего человечества. Эта судьба заключалась в преодолении традиции и традиционных ценностей, а значит, отметало сам фундамент существовавших в тот период сакральных цивилизаций. Они не значили больше ничего, кроме отсталости (от современного Запада), набора предрассудков и ложных идолов.
1 минута
31 августа 2023