32 подписчика
ПОЧЕМУ АПОСТОЛ ПАВЕЛ НЕ ВЫПОЛНИЛ ОБЕЩАНИЕ.
Сегодня на Литургии читался фрагмент из Второго послания апостола Павла к Коринфянам
( 2 Кор.,I:21-II:4 ).
«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам».
* * *
Как часто перед каждым из нас стоит такой выбор. Проявить к ближнему контроль или дать свободу? Обличать, укорять или похвалить и ободрить? Как соблюсти в этом разумный баланс?
Где найти золотую середину, когда хочется проявить по отношению к ближним заботу и строгость, и в то же время, не нарушать свободы и ответственности самого человека? Этот вопрос всегда остро стоит и в семейных, и в деловых отношениях. Актуален он и в жизни церковной.
С одной стороны любовь к человеку не позволяет оставаться безучастным к его грехам, ошибкам и слабостям, следить, напоминать, подсказывать. А с другой - излишний контроль, давление, требовательность, могут отбить желание что-то делать самостоятельно, лишить человека ответственности за свою жизнь, выбор и принятие решений.
В прочитанном фрагменте послания апостол Павел поясняет коринфянам почему он не пришёл к ним, как обещал ранее. "Я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением". То есть с очередными нотациями, упреками и нравоучениями, которые были бы вполне справедливыми в тот момент из-за некоторых грехов, обличённых ранее, но так и не исправленных. Апостол Павел не считает правильным приходить снова чтобы обличать повторно, и тем самым, только вызывать новое огорчение. Он не хочет "перегибать палку" суровым контролем, оставляя время подумать самим и исправиться.
Ему достаточно того, что люди не отнеслись равнодушно к его первым словам, и что он уже огорчил их тогда. И теперь он желает прийти только чтобы радоваться их успехам, а не для того, чтобы снова их упрекать и укорять.
Помимо прочего, он делает очень важную вещь - вдохновляет, поддерживает и вселяет уверенность такими словами: "ибо верою вы тверды", и ещё "я во всех вас уверен". Таким образом, он показывает, что верит в этих людей, что они способны сами жить праведно. И добавляет, что в этом "моя радость, (которая) есть радость и для всех вас".
И ещё важно, что кроме укоров и похвал, он проговаривает и показывает третий момент. Наверное, самый главный. Он говорит, что он любит их.
"Я писал вам со многими слезами не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам".
Именно любовь побуждает апостола Павла заботиться о своих близких людях. Именно она внушает ему, где нужно быть строгим, а где мягким. И без неё ни одно слово, даже самое справедливое, не будет оправдано.
Из этого фрагмента можно увидеть, что, основываясь на любви, апостол Павел очень умело применяет метод "кнута и пряника". В меру заботится, и в меру оставляет свободу. В меру хвалит, радуется и вдохновляет. А какой должна быть эта мера, определяет именно любовь.
Так и нам с вами, не помешает подумать, с любовью ли говорим что-то людям, соблюдаем ли их личные границы, не впадаем ли в крайности при общении со своими детьми, родными, коллегами, подчинёнными и прочими окружающими людьми, помня народную мудрость "Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло." И ещё "лучшее - враг хорошего".
3 минуты
10 сентября 2023