13 подписчиков
Но и в Партите для виолончели и камерного ансамбля (1966), и в Камерной симфонии в возвышенно-печальных финалах среди осколков-отголосков предыдущих хоралов и маршевых движений, унисонов и токкат открывается нечто хрупкое и затаенно-личное, дорогое. В Сонате для двух фортепиано (1973) и в Шести этюдах для струнных и органа (1977) за чередованием различных видов фактуры также скрывается второй план — наброски, «этюды» о чувствах и размышлениях, разрозненных жизненных впечатлениях, постепенно складывающихся в стройную картину осмысленного, «очеловеченного мира».
Композитор редко обращается к средствам, привлеченным из арсенала других искусств. Его дипломная работа в консерватории — опера «Звезда» по Э. Казакевичу (1949) — осталась незавершенной. Но сравнительно немногие вокальные произведения Б. Чайковского посвящены сущностным проблемам: художник и его предназначение (цикл «Лирика Пушкина» - 1972), размышления о жизни и смерти (кантата для сопрано, клавесина и струнных «Знаки Зодиака» на ст. Ф. Тютчева, А. Блока, М. Цветаевой и Н. Заболоцкого), о человеке и природе (цикл «Последняя весна» на ст. Н. Заболоцкого). В 1988 г. на фестивале советской музыки в Бостоне (США) были впервые исполнены «Четыре стихотворения И. Бродского», созданные еще в 1965 г. До недавнего времени их музыка у нас в стране была известна только в авторской транскрипции 1984 г. (Четыре прелюдии для камерного оркестра). Лишь на фестивале «Московская осень-88» цикл первый раз в СССР прозвучал в первоначальной версии.
Б. Чайковский — автор поэтичной и веселой музыки к радиосказкам для детей по Г. X. Андерсену и Д. Самойлову: «Оловянный солдатик», «Калоши счастья», «Свинопас», «Кот в сапогах», «Слоненок-турист» и многим другим, известным также благодаря грамзаписям. При всей внешней простоте и незатейливости здесь много остроумнейших деталей, тонких реминисценций, но начисто отсутствуют даже малейшие намеки на шлягерную стандартизированность, заштампованность, которыми грешит порой подобная продукция. Столь же свежи, точны и убедительны его музыкальные решения в таких кинофильмах, как «Сережа», «Женитьба Бальзаминова», «Айболит-66», «Лоскутик и облако», «Уроки французского», «Подросток».
Образно говоря, в произведениях Б. Чайковского мало нот, но много музыки, много воздуха, простора. Его интонации не банальны, но их незатертость и новизна далеки как от «химически чистых» лабораторных опытов, намеренно освобожденных даже от намека на бытовое интонирование, так и от попыток «заигрывания» с этой средой. В них слышна неустанная душевная работа. Той же работы души требует эта музыка и от слушателя, предлагая ему взамен высокое наслаждение от интуитивного постижения гармонии мира, которое способно дать только истинное искусство.
Бориса Чайковского не стало 7 февраля 1996 года.
2 минуты
10 сентября 2023