14 подписчиков
10 сентября 1925 года родился советский классик, композитор Борис Чайковский
«Это композитор глубоко русский. Его душевный мир — это мир чистых и возвышенных страстей. В этой музыке много чего-то недосказанного, какой-то затаенной нежности, большого душевного целомудрия.» [Г. Свиридов]
Б. Чайковский родился в семье, где музыку очень любили и поощряли занятия ею сыновей, которые оба избрали музыку своей профессией. В детские годы Б. Чайковский сочинил первые фортепианные пьесы. Некоторые из них до сих пор входят в репертуар юных пианистов. В прославленной школе Гнесиных он занимался по классу фортепиано у одной из ее основательниц Е. Гнесиной и у А. Головиной, а его первым педагогом по композиции был Е. Месснер — человек, воспитавший многих прославленных музыкантов, удивительно безошибочно умевший подвести ребенка к решению достаточно сложных композиционных задач, раскрыть ему содержательный смысл интонационных превращений и сопряжений.
В училище и в Московской консерватории Б. Чайковский занимался в классах прославленных советских мастеров — В. Шебалина, Д. Шостаковича, Н. Мясковского. Уже тогда вполне отчетливо заявили о себе важные особенности творческой личности молодого музыканта, которые Мясковский сформулировал так: «Своеобразный русский склад, исключительная серьезность, хорошая композиторская техника...» Одновременно Б. Чайковский занимался в классе замечательного советского пианиста Л. Оборина. Композитор и сегодня выступает интерпретатором своих сочинений. В его исполнении записаны на грампластинки фортепианный Концерт, Трио, скрипичная и виолончельная сонаты, фортепианный Квинтет.
В ранний период творчества композитор создал ряд крупных произведений: Первую симфонию (1947), Фантазию на русские народные темы (1950), «Славянскую рапсодию» (1951). Симфониетту для струнного оркестра (1953). В каждом из них автор обнаруживает оригинальный, глубоко индивидуальный подход к, казалось бы, известным интонационно-мелодическим и содержательно-смысловым идеям, к традиционным формам, нигде не сбиваясь на распространенные в те годы трафаретные, ходульные решения. Недаром его сочинения включали в свой репертуар такие дирижеры, как С. Самосуд и А. Гаук. В десятилетие 1954-64 гг., ограничившись преимущественно областью камерно-инструментальных жанров (фортепианное Трио — 1953; Первый квартет — 1954; струнное Трио — 1955; Соната для виолончели и фортепиано, Концерт для кларнета и камерного оркестра — 1957; Соната для скрипки и фортепиано — 1959; Второй квартет — 1961; Фортепианный квинтет — 1962), композитор не только выработал безошибочно узнаваемую на слух музыкальную лексику, но и определил важнейшие черты собственного образного мира, где красота, воплощенная в мелодических темах, по-русски вольных, неспешных, «немногословных», предстает как символ нравственной чистоты и стойкости человека.
Концерт для виолончели с оркестром (1964) открывает новый период в творчестве Б. Чайковского, отмеченный крупными симфоническими концепциями, в которых ставятся важнейшие вопросы бытия. Беспокойная, живая мысль сталкивается в них то с равнодушно-безостановочным бегом времени, то с косностью, рутиной обыденной ритуальности, то со зловещими сполохами безудержной, безжалостной агрессивности. Порой эти столкновения кончаются трагически, но и тогда в памяти слушателя остаются мгновения высших озарений, взлетов человеческого духа. Таковы Вторая (1967) и Третья, «Севастопольская» (1980), симфонии; Тема и восемь вариаций (1973, к 200-летию Дрезденской штаатскапеллы); симфонические поэмы «Ветер Сибири» и «Подросток» (по прочтении романа Ф. Достоевского - 1984); Музыка для оркестра (1987); Скрипичный (1969) и Фортепианный (1971) концерты; Четвертый (1972), Пятый (1974) и Шестой (1976) квартеты.
Иногда лирическая экспрессия словно скрыта за полушутливыми, полуироническими масками стилизации или суховатой этюдности.
3 минуты
10 сентября 2023