20,3 тыс подписчиков
Скоро начало учебного года и вместе с торжественными линейками придут и традиционные осенние тревоги. Почему школы не создают службы медиации, имея обученных специалистов, и почему от буллинга пора защищать самих учителей расскажут в студии «Радио России. Приморье» Уполномоченный по правам ребенка Приморского края Ольга Романова и медиатор школьных конфликтов Елена Буткеева, юрист, медиатор и мама одного из школьников Владивостока (именно конфликты в школе, привело ее к медиации конфликтов в школе). Ведущий Сергей Нелюбин.
Ольга Романова:
- В этом году впервые за три года лето не остановило поток обращений по школьным конфликтам в Приморье. Актуальность вопроса состоит в том, как решить конфликт, как могут поучаствовать в его разрешении дети, родители и педагогические коллективы.
Елена Буткеева:
- Большой вопрос и в том, почему большая медиация, утвержденная в программных образовательных документах, сегодня практически не используется в приморских школах. Я как мама детей школьников столкнулась напрямую с явлением «буллинг», именно поэтому пришло понимание, что зачастую во время конфликта не могут не только договориться дети, но и родители, а так же сами педагоги. А на кону стоит вопрос – необходимо принимать решение, как ребенка оставить в коллективе и решить конфликт, не все можно решить кулаками.
В любом конфликте важно понять, почему так произошло? Причинно-следственная связь должна быть установлена. А затем всеми силами способствовать достижению примирения. Никто не вынуждает ходить бывших противников за руки, но необходимо извиниться и поддерживать ровные отношения в одном школьном коллективе.
Ольга Романова.
- Конфликтующие стороны приходят к примирению чаще всего при посреднике. Это важный фактор, т.к. касается и педагогов, которых сегодня тоже часто обижают. Дети сегодня не мягкие пушистые. Ровно поэтому в каждой школе должна работать либо служба школьной медиации или служба школьного примирения. Очень часто конфликт зарождается в младшей школе, на него не обращают внимания, тогда как в средних классах противоречия не гаснут, а лишь нарастают, конфликт оказывается не урегулированным, вспыхивает вновь и переходит в киберпространство.
Елена Буткеева:
- Казалось бы в каждой школе есть педагог, который прошел курсы медиации, но эта процедура в школе не работает. Тогда можно было бы предвосхитить конфликт, а не отмахнуться от него. Более того, сегодня не каждая школа хочет к себе пускать медиатора со стороны. Поэтому родители чаще отводят детей к психологу, но это, как правило, врач. Конечно, в идеале, чтобы в каждой школе был класс медиации, подсказать, как решить сложные вопросы смогут и сверстники (свежие головы). Необходимо детям донести, что с 14 лет за рукоприкладство наступает уголовная ответственность - сегодня тебе сделают замечание, а завтра за то же деяние будет статья.
Надо понять, что при выявлении причины конфликта надо встречаться надо с детьми (обеими сторонами), их родителями, педагогом и в целом с педагогическим составом школы. И затем прийти к согласию, ведь пострадавшему ребенку впоследствии важно, чтобы извинились не только перед ним, но и перед всем обществом, классом, где происходил конфликт. Детям важно услышать это!
Об этом и способах медиации в передаче «Недетский разговор» с Сергеем Нелюбиным.
2 минуты
28 августа 2023