Найти в Дзене
5121 подписчик

В заложниках у собственных сотрудников


Множество предпринимателей и управленцев пребывает в иллюзии, что они управляют своими бизнесами. Они воображают себя рулевыми, крепко держащими штурвал в своих опытных руках. На деле же степень их влияния на конечный результат сильно преувеличена, а реальные нити успеха держат в руках совершенно другие люди, преследующие собственные интересы.

При этом предприниматели сами платят этим людям заработную плату, находясь, де-факто, у них в заложниках.

Издержки мотивации

Представьте себе, что вы – директор небольшой авиакомпании. Конечно, вы, скорее всего, не управляли авиакомпанией, но летали-то наверняка. Представьте себе солнечное утро. Вы входите в свой кабинет, просите секретаря принести чашку любимого кофе, усаживаетесь в кресло и планируете начать рабочее утро с чтения деловых новостей.

В этот момент на столе требовательно жужжит ваш сотовый. Вы морщитесь – хотелось начать утро в плавном режиме, – но поднимаете трубку. Звонит ваш старый друг, который, так совпало, сегодня летит вашей авиакомпанией. От него вы узнаете (причем именно от него, по чистой случайности, а не от подчиненных), что на стойках регистрации никого нет. Вообще.

Чертыхаясь, вы требуете от директора по регистрациям наведения порядка, и через большое окно своего кабинета, выходящее в зал, наблюдаете, как сотрудники уныло, не торопясь, бредут к стойкам, где уже скопилась огромная очередь из разъяренных пассажиров. После окончания регистрации вы вызываете одного из них и спрашиваете – что, собственно, произошло?

Давайте вообразим на секунду, что сотрудник с вами полностью откровенен (согласен, это утопия, но пофантазируем). И он вам отвечает:

– Понимаете, шеф, мы уже перевыполнили план по регистрациям в этом месяце, а перевыполнение плана более чем на 10%, согласно утвержденной вами же системе мотивации уже не увеличивает мой доход. Зачем мне регистрировать еще пассажиров? Более того, на следующий месяц вы утвердили очень амбициозный план, поэтому я лучше оттяну регистрации этого месяца, чтобы перенести их на следующий. Сегодня ведь уже 30-е. А там они мне пригодятся!

В ярости вы выгоняете менеджера и только хотите запросить у отделе персонала его мотивацию для пересмотра, как вам звонит директор по взлетам и посадкам:

– Борт №347 не может взлететь!, – бодро докладывает он, – Топливо замерзло.

– Как замерзло? – задыхаетесь вы, – Что за ослиную мочу купили наши закупщики??

– Ну вы им с прошлого месяца поставили мотивацию за экономию, вот они и нашли вариант подешевле.

– Ну а качество?? Никто ведь не давал им команды ухудшать качество!?

– Про качество в мотивации ничего не сказано, шеф.

Слово «мотивация» определенно уже начинает вам нравиться меньше, чем вчера.

– Кстати, – продолжает директор по взлетам и посадкам, – Борт №348 уже полтора часа нарезает круги над аэропортом. За задержку его посадки и вылета борта №347 нам светит огромный штраф от аэропорта.

– А почему он не может сесть???

– Финансовый директор не оплатил ремонт стоек шасси, полетели со старыми. Вот они и не выдвигаются.

Проклиная все на свете, вы звоните финансовому.

– Какого дьявола стойки шасси не оплачены?!? Вы понимаете, к чему это может привести??

– Ну шеф, вы же сами поставили мне мотивацию на экономию от бюджета. Поскольку по налогам мы в этом месяце бюджет превысили, пришлось искать другие статьи расходов для сокращения. Кстати, в этом месяце мы снова превысим затраты по налогам.

– Это почему еще??

– Потому что мы не успеваем сдать вовремя отчетность, будут штрафы. А людей у меня не хватает. HR-директор мне их не набирает, у нее бонус за экономию ФОТ.

Кладя трубку, вы записываете в своем ежедневнике: «Пересмотреть всем системы мотивации». С тремя восклицательными знаками. Но не успеваете вы закончить строку, как в кабинет входит ваша помощница.

– Извините, шеф, но это срочно.

– Господи, что еще??

– Рейс на Саратов сменил курс и вылетел в Париж.

3 минуты