Найти тему

Вазы, амфоры, гидрии: почему искусство Античности — это интересно и как найти в нем квир-культуру.


Мы точно знаем, что у греков были краски (до нас дошли остатки красочного порошка на скульптурах и осколки фресок), но мы понятия не имеем как выглядела греческая живопись и были ли она. Композиционные основы и вариации сюжетов историки и культурологи считывают с вазописи, некоторые сосуды дошли до нас практически в идеальном состоянии.

Что там находят исследователи? Помимо бытовых и мифологических сюжетов, есть истории на социальные темы, например на брак и педерастию. Последний крайне популярен и встречается вне зависимости от древнегреческого региона.

Зачастую сюжеты на таких вазах можно поделить на несколько категорий:

1. Оргии или эротические сцены. На них могут изображать взрослого мужчину (эраста) и эфеба (эромена), которые занимаются сексом или касаются пенисов друг друга. На оргиях чаще всего изображают мужчин и юношей с эрегированными пенисами.

2. Подарки и юноши с животными. Петушки, гепарды, гребни, кошельки с монетами, олени, зайцы и обручи - все это подарки, которые делал эраст своему спутнику. Фраза "подари мне гепарда" теперь однозначно может трактоваться как часть отношений в рамках института педерастии.

3. Симпозиумы. Они же пиры в русском переводе. Кушетки, на которых лежат мужчины, а рядом стоят два мальчика с ойнохоями (кувшинами). Один одет в хитон, другой — в гиматий, у всех повязки на волосах: красные и белые. Мальчики обнажены, на них нет предметов одежды, кроме повязок. Обычно такие пиры заканчивались оргиями, куда и здесь без квира.

▪️Важный аспект - педерастию можно считать частью квир-культуры, но с существенными ограничениями. А еще педерастия не равно педофилия. В Античной Греции сексуальность не была связана с ориентацией, а зачастую с социальным статусом и положением.

Всегда был активный, доминирующий партнер и пассивный, подчиняющийся. Греки никогда не воспринимали секс как общий опыт, разделяемый обоими партнерами, как это делаем мы сегодня. Они рассматривали секс как одностороннюю деятельность. Эта концепция доминирующего и подчиняющегося укладывается в рамки педерастии, поскольку пожилой мужчина был активным партнером, а юноша — пассивным. Для греков односторонним был даже акт любви: если вы юноша, то вас можно было желать и любить, а вы должны были подчиниться этому, даже если у вас был собственный объект любви и желаний (который обществом, кстати, отрицался).