5 подписчиков
ПОЛЕЗНОЕ ❗❗❗Зрелость бизнес-процессов или когда желание улучшить может лишь навредить (Часть 2)
Существует пять уровней зрелости бизнес-процессов.
1️⃣Уровень 1. Неопределённые бизнес-процессы
Бизнес-процессы в молодых компаниях редко регламентированы. На этой стадии руководители и сотрудники принимают решения на основе интуиции, порядок их действий каждый день меняется, строгих правил для персонала нет. Сотрудники используют разные методы, тестируют гипотезы и находят наиболее подходящие порядки.
Приоритеты на этой стадии:
1. Распознавать текущие процессы.
2. Документировать порядок действий.
3. Определять лишние этапы.
4. Начинать обучение персонала.
2️⃣Уровень 2. Повторяемые бизнес-процессы
На втором уровне зрелости часть подразделений компании выстраивает логическую структуру процессов и начинает контролировать результат. В то же время остаются отделы, которые продолжают опираться на интуицию.
Приоритеты на этой стадии:
1. Регламентировать распознанные процессы.
2. Следовать регламентам, если они появились.
3. Продолжать документировать текущие процессы.
4. Регулярно обновлять инструкции на основе обратной связи от сотрудников.
3️⃣Уровень 3. Определённые бизнес-процессы
С развитием бизнеса интуиция исполнителей меньше влияет на управление компанией, процессы повторяются изо дня в день, в компании появляется всё больше регламентов. Однако на этой стадии управление бизнесом ещё не максимально эффективно.
Приоритеты на этой стадии:
1. Внедрять системы управления качеством.
2. Начинать автоматизацию процессов.
3. Определять KPI процессов.
4️⃣Уровень 4. Управляемые бизнес-процессы
Когда процессы обозначены, регламентированы и регулярно повторяются, ими можно эффективно управлять. Появляются целевые показатели и KPI. На этой стадии главная цель — затратить меньше ресурсов при достижении показателей.
Приоритеты на этой стадии:
1. Ориентироваться на KPI.
2. Активно внедрять комплексную автоматизацию: ERP-системы, сервисы ведения управленческой отчётности.
3. Пересматривать и оптимизировать существующие процессы.
5️⃣Уровень 5. Совершенствуемые бизнес-процессы
Когда бизнес-процессы повторяются и когда ими управляют, наступает стадия их совершенствования. Сложившиеся регламенты меняют, компания постоянно ищет пути оптимизации на основании просчитанных показателей.
Единственная цель изменений на этом этапе — повысить логичность, управляемость, измеримость и контролируемость процессов.
Приоритеты на этой стадии:
1. Постоянно улучшать и оптимизировать бизнес-процессы.
2. Проверять, что технологии автоматизации не противоречат друг другу.
3. Активно вовлекать персонал в поиск точек роста.
4. Сохранять гибкость компании.
2 минуты
23 августа 2023