Найти тему
242,6 тыс подписчиков

В 60-х годах прошлого века Советский Союз переживал первые признаки потребительского бума, вызванные появлением у населения «свободных» денег. Возрождавшаяся после войны экономика позволила начать постепенное увеличение зарплат. С середины 60-х появилась теоретическая возможность покупать жилье, вступая в «кооператив», но в основном его распределяли «бесплатно», поэтому копить деньги на жилье было почти бессмысленно, а умеренные фиксированные цены на основные потребительские товары делали их общедоступными.


Только по таинственным причинам сами эти товары стали один за другим пропадать с прилавков. Начиналась эпоха всеобщего дефицита. И самым большим дефицитом был самый дорогой товар — легковые автомобили.

Они стоили немало: при средней заработной плате в 122 рубля на одного работающего, «горбатый» ЗАЗ-965, скопированный с Fiat-600 1956 года, от тысячи восьмисот рублей, а вожделенная «Волга» ГАЗ-21 в среднем около пяти с половиной тысяч. Причем тогда бы вы не смогли продать квартиру покойной бабушки — поэтому деньги на автомобиль приходилось копить, долго и терпеливо. Однако спрос на них намного превышал предложение. Тем более, что объёмы выпуска легковых автомобилей тогда были просто смехотворны: в год выпускалось около тридцати тысяч «Запорожцев», около пятидесяти тысяч ГАЗ-21 и ненамного больше «Москвичей».

В столь широкой, как СССР, стране жить без машины было проблематично — с этим пришлось согласиться даже закоренелым сторонникам общественного транспорта. К тому же развертывание их производства имело и ещё две положительные стороны: пополнение бюджета и создание важной производственной базы.

Первым решением этого вопроса стало расширение производства «Москвичей» на новом заводе в Ижевске с мощностью до сотни тысяч автомобилей в год. Сошедшие с конвейера в городе, известном как кузница отечественного ВПК, эти «Москвичи» получали приставку ИЖ и, по отзывам владельцев, отличались от своих столичных «братьев» лучшим качеством и надежностью.


Источник: Martin Müller via Legion Media
В 60-х годах прошлого века Советский Союз переживал первые признаки потребительского бума, вызванные появлением у населения «свободных» денег.
1 минута
748 читали