6900 подписчиков
Обленилась я, конечно, в край. После летнего дзеновского обновления (и новой монетизации со старыми дырками) у меня вообще пропала мотивация сюда писать. Эх, прошли те тучные времена, когда ненапряжно наполняя два канала, можно было получать среднюю по России з/п. Учитывая то, что работа, за которую мне платят, тоже связана с текстами (и такое количество текстов утомляет), я с чистой совестью забила на дзен. Но вот же блин, уже через месяц начали посещать мысли в духе "а хорошо бы порассуждать об этом на канале". Иногда перед сном я писала текст на дзен (в голове, естессно)), а утром было уже не до того. Короче, я малость соскучилась по своему уютненькому, но вот время, где взять время?.. Соберусь сейчас с силами и опубликую хотя бы то, что лежит в отложенном, а то сезон пройдет и будет неактуально.
И сегодня я расскажу вам сказку про синий цвет, вечность и пустоту (но без Чапаева). А всё потому, что в осеннем кутюре Скиапарелли (который, в частности, и маринуется в черновиках) с размахом использовали великолепный «кляйновский синий» цвет. Вот про него и поговорим.
Подписать небо своим именем – как вам такое? «Когда я лежал на пляже в Ницце, я начал ненавидеть птиц, которые летали по моему голубому безоблачному небу, потому что они пытались пробить дыры в моем величайшем творении», - так сказал художник Ив Кляйн. Который и увидел сон про то, как ставит автограф не где-нибудь, а на самом небосводе.
Ив Кляйн – итальянец. Судьба его, собственно, была предрешена: он родился в семье вполне успешных художников, а их соседом был Пит Мондриан (на секундочку, один из родоначальников абстракционизма). Молодой человек не бедствовал и мог позволить себе в 25 лет отправиться в Японию, чтобы изучать дзюдо. В дальнейшем, философия дзен-буддизма очень даже сказалась на его творчестве.
Худо-бедно, к 50-м годам общественность примирилась со всяким кубизмом, абстракционизмом и прочими измами, а вот пустой (или с дырками, чего доброго) холст ещё мог удивить. И это как раз то, чем воспользовался Кляйн: дзенскую философию пустоты он перенёс на картину в виде синего пигмента.
«Все картины, и фигуративные, и абстрактные, похожи мне на тюремные окна, где линии — это решетка».
Не озабоченный поиском средств к существованию, Кляйн активно интересовался всякой эзотерикой и в разное время посвящался в разные ордена. При вступлении в Орден лучников святого Себастьяна, он выбрал себе девиз ««За цвет! Против линии и изображения!».
Почему синий? Синий для Кляйна это символ космоса, пустоты, вселенной, бесконечно-вечности. По утверждению художника, все остальные цвета вызывают стойкие ассоциации с формами и предметами. И только синий – цвет самых абстрактных вещей в мире – неба и моря. В конце карьеры он «признал» ещё два цвета: розовый – цвет телесности и страсти – и божественный золотой.
Чтобы, наконец, узаконить свои отношения с синим цветом, в 1960 году Кляйн запатентовал любимый оттенок. Точнее, формулу краски, которая получила название «международный синий цвет Кляйна» (International Klein Blue).
В течение жизни Кляйн устраивал всякие развлекательные перфомансы разной степени абсурдности. В одном из них принимали участие модели, которые покрывали себя синей краской и оставляли отпечаток обнаженного тела на холсте. Тот же «боди-арт» в синих тонах ждёт нас на показе Скиапарелли Кутюр – правда, на этот раз без «Антропометрии» Уже совсем скоро!
1 – Ив Кляйн.
2 – «Безымянный синий монохром», 1959.
3 – «Безымянная антропометрия», 1960.
4 – «Прыжок в пустоту», 1960. Фотомонтаж, утверждающий, что «даже ничто может быть искусством».
5 – «Подношение Рите Кашийской». Святую Риту Кляйн считал свой покровительницей, и в 1961 году создал работу, которую передал в дар монастырю. В кассете из оргстекла пигменты двух цветов, сусальное золото и молитва, написанная от руки.
6 – «Голубая роза», 1960.
3 минуты
27 ноября 2023