104,8 тыс подписчиков
Вообще, читая про «альтернативно левых», про Комуч, Директорию, вообще эсеров и меньшевиков постоянно вспоминается та самая фраза Атоса из советской версии «Трех мушкетеров»: «Для Атоса это слишком много, а для графа де Ла Фер — слишком мало».
Грубо говоря, оказываясь у власти, эти деятели не могли угодить ни офицерам с зажиточными слоями («база белых»), ни, разумеется, рабочим и крестьянам («база красных и повстанческих движений»). Усугублял дело сам состав «антибольшевистской левой интеллигенции»: эти люди были отличные теоретики, но слабые практики. Любопытно, что в отношении «практики» куда большего успеха достигали «прикладные левые-самоучки», вроде Н. И. Махно или А. С. Антонова. «Махновщина» и «Антоновщина» продержались куда больше, чем Комитет членов Учредительного собрания. Хотя были региональными движениями и никаких успехов на победу не имели. Но у Махно или Антонова были свои личные «силовые контингенты», гарантировавшие определенную свободу в принятии решений.
Эсеры, державшиеся на «чешских штыках и недовольных офицерах» столкнулись с разочарованием рабочих и инертностью крестьян. А эксцессы между «низами и верхами» власти Комуча фактически игнорировали. Это порождало у масс впечатление, что власть Комуча — просто ширма, за которой прячутся иностранцы и «старые элиты». Собственно, эту точку зрения отстаивала и большевистская агитация. Вряд ли бы она сработала, если бы не попала на «благодатную почву»:
«...В донесении из железнодорожного поселка Абдулино сообщалось, что даже та часть рабочих, которая поддерживала ранее Комуч, теперь разочарована из-за действий местных властей. Не прекращаются необоснованные аресты, наблюдается «полный произвол среди промышленников, которые ни в чем не приостанавливаются», местные кулаки и контрразведка действуют заодно, сговариваются «кого надо припугнуть, а кого надо арестовать». Полное недоумение у населения вызывал тот факт, что «много бывших стражников попали в Народную армию, милицию и на другие подчас ответственные посты» (с) А. В. Калягин. Идейно-политическая платформа Самарского Комуча. Исторический Вестник. Том 4.
Ну а закончилось все военным переворотом, в результате которого белогвардейцы сумели избавиться от «ненавистных социалистов». Впрочем, долго радоваться им не пришлось...
Фотография: Комуч первого состава — Б. К. Фортунатов, П. Д. Климушкин, И. М. Брушвит, В. К. Вольский, И. П. Нестеров.
2 минуты
21 августа 2023
360 читали