86 подписчиков
“Зерновая сделка” – воскрешение или зомби-состояние?
Поле желаний vs Матрица реалий
#россияvsукраина #зерноваясделка
Часть II. Матрица реалий
Чтобы разобраться с последними дипломатическими маневрами вокруг “зерновой сделки” [см. Часть I], предлагаем обратиться к постулатам сложившейся ситуации.
1. Необходимость многосторонних договоренностей возникла ввиду невозможности прямых переговоров между Россией и Украиной.
2. Схема сделки: Украина – поставщик зерна, Турция – хаб, Россия – гарант безопасности поставок зерна по Черному морю.
3. Эта схема обеспечивает экономические выгоды Киеву и Анкаре, а также многочисленным [европейским, азиатским, африканским] зерновым трейдерам, но для Москвы она – очередной “жест доброй воли”.
4. Москва становится бенефициаром “зерновой сделки”, если выполняются ее требования – снятие санкций в сфере АПК, которые позволяют разблокировать как экспорт российского зерна и минеральных удобрений, так и расчеты за него.
5. Еще одним бенефициаром [скорее “политическим”] является ООН, заинтересованная в поставках зерна в рамках своей Программы продовольственной помощи.
6. Именно ООН брала на себя обязательства добиться от “коллективного Запада” выполнения российских условий, но не справилась с этой задачей.
7. ООН является “слабым звеном” Черноморской инициативы – она является оператором весьма незначительных объемов [700 тыс. т в рамках Программы продовольственной помощи из 32,8 млн. т отгруженного из украинских портов зерна, – чуть более 2%], а также не обладает политическим влиянием на страны “коллективного Запада”.
8. Инициатива Москвы о бесплатной поставке российского зерна бедным странам Африки, которая уже начала реализовываться, еще раз демонстрирует весьма символическую роль ООН. Особенно, когда к ней подключаются Турция и Катар.
9. Главный фактор, который сегодня движет “коллективным Западом” и Турцией в отношении “зерновой сделки” – стремление вернуть упущенную выгоду от торговли украинским зерном [согласно рупору украинского либерализма и американского посольства – “Зеркалу недели”, в 2022 году украинское зерно поступало в Европу со средним дисконтом в 40%!].
10. Для Киева экономический фактор становится вопросом выживания, – согласно Bloomberg, украинский экспорт урожая упал на треть, – Украина смогла экспортировать только 3,2 млн т зерна, растительных масел и шрота за 4 недели блокады, по сравнению с 4,4 и 4,8 млн т в мае и июне.
Экспорт зерновых и масличных культур Украины может сократиться на четверть во II-м полугодии, считают эксперты Oxford Economics, что будет стоить Украины еще 3% ВВП.
Как пишет Bloomberg, наращивание поставок через речные порты “может оказаться трудным”, поскольку Россия бомбит Измаил и Рени. Кроме того, “некоторым грузам требуется в 4 раза больше времени, чтобы добраться до Дуная, чем месяц назад, из-за пробок”.
По мнению агентства, украинские аграрии будут сокращать посевы озимых, ибо предлагаемые рынком цены не покрывают логистических затрат, возросших после блокады.
NB! Очень важное признание – цены на зерновых рынках не выросли после прекращения “зерновой сделки”.
11. Россия и Украина являются прямыми конкурентами на мировых рынках зерна и разрыв “зерновой сделки” вместе с атаками на дунайские порты – “нерыночный” механизм подавления конкурента. При этом Россия, согласно оценкам западных экспертов, на сегодня реально способна заместить “выпадающие” украинские объемы зерна.
Так, согласно Reuters, Индия ведет переговоры с Россией по импорту очень крупной партии пшеницы – до 9 млн т [по другим данным – до 15]. Главный интерес Индии обусловлен тем, что она “может получить от скидки в размере $25-40 / т”.
12. Проблемой России является геополитический фактор. Самым крупным потребителем украинского зерна в рамках заблокированной сделки выступал Китай [23%], на 3-м месте была Турция [12%]. Отношения с обеими державами имеют стратегическое значение для Москвы.
[Окончание следует]
3 минуты
20 августа 2023