Найти тему
104,8 тыс подписчиков

«Поскольку потеря Царицына оказалась бы серьезным ударом по благому делу Деникина, представлялось, что наступил подходящий момент для использования этого очень мощного реагента. Газ был ужасным оружием, но он постоянно применялся во Франции с 1915 года и все еще рассматривался как естественное приложение к войне, и обстоятельства, казалось, требовали того. Врангель с увлечением воспринял эту идею...» (с) Х. Уильямсон. Прощание с Доном. Гражданская война в России в дневниках британского офицера 1919-1920.

Господин Уильямсон был британским военспецом-артиллеристом в белых войсках на юге России. Когда стало ясно, что скоро Красная армия выбьет белых из Царицына, Уильямсон предложил применить отравляющие вещества. Но конкретно этот план применения газов не сработал.
Дело в том, что для этого потребовалось слишком много газовых снарядов британского производства, которые у белых были рассредоточены по складам на огромном расстоянии друг от друга. И различались по виду («гранаты у него не той системы», буквально). Уильямсон сел на английский аэроплан и начал летать по складам, искать химснаряды. Но... пилот во время перелетов получил травму. А там уже и красные Царицын взяли.
Вообще, химоружие было опасно для позиционной войны, когда все в окопах месяцами сидят. В условиях маневренной полупартизанской Гражданской войны химоружие работало малоэффективно (или не работало совсем, при нехватке специалистов и снарядов, как это фактически произошло у красных в Тамбовской губернии).
«Поскольку потеря Царицына оказалась бы серьезным ударом по благому делу Деникина, представлялось, что наступил подходящий момент для использования этого очень мощного реагента.
1 минута
2172 читали