Найти тему
5959 подписчиков

Глядя на названия истребителей находившихся перед войной в массовом производстве - МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3 - сложно не обратить внимание, что только машина Яковлева производилась как Як-1 и претерпела наименьший объём изменений, относительно прототипа, а её "третий" номер (Як-3) только планировался на будущее, как основательно улучшенная и модернизированная версия. И, нет, тот Як-3, что пошёл в серию в 1944-м году был другим проектом.


Основная причина получения новых номеров - это требование НКАП об увеличении дальности серийных истребителей, появившееся в октябре 1940-го года. С новыми бензо- и маслобаками, а также попутно смонтированным дополнительным оборудованием, МиГи и ЛаГГи основательно потяжелели, потеряв в лётных характеристиках.

Напрашивающийся вывод, который можно сделать, зная о том, что главный конструктор ОКБ-115 занимает ещё и должность заместителя Наркома авиапромышленности по опытному самолётостроению - "вот Яковлев, вот хитрый жук".

Однако, весовые сводки самолётов показывают несколько иное развитие событий. Если взять за точку отсчёта первые лётные прототипы, по данным из работы Шаврова "История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.", то:

И-26 (Як-1) имел баки на 330 килограмм бензина и масла, оценка дальности полёта = 700 км
И-301 (ЛаГГ-1) имел баки на 250 килограмм бензина и масла, оценка дальности = 556 км
И-200 (МиГ-1) имел баки на 320 килограмм бензина и масла, оценка дальности = 576 км (самый прожорливый мотор)

Проще говоря, у новых истребителей, кроме будущего Як-1, проблема с дальностью действия стояла довольно остро, они лишь немногим превосходили серийные И-16 (дальность полёта менее 500 км), а военные требовали от авиапромышленности машины со скоростной дальностью в тысячу километров, чего так никто и не достиг, даже с дополнительными баками. Когда весной-летом 1941-го года, объём топливных баков МиГов и ЛаГГов сокращали, чтобы хоть частично вернуть им лётные характеристики, упавшие в массовой серии, то результат стал даже несколько ироничным.

МиГ-3 имел, к началу войны, баки на 335 килограмм бензина (объём масла не указан)
ЛаГГ-3 имел баки на 340 килограмм бензина и масла
Як-1 имел баки на... всё те же 330 килограмм бензина и масла (С - стабильность, при том, что Як самый лёгкий из перечисленных)
1 минута
721 читали