Найти тему

Исламский мир

Суннизм: суннитский Махди

В суннизме конец света не описывается детально, а представления о грядущем предводители исламской общины, Махди, меркнут перед описанием Страшного Суда, который будет вершить Бог (Аллах) в конце времен. Тем не менее эта фигура есть и довольно подробно описана в хадисах. Речь идет о появлении военно-политического лидера исламского мира, который восстановит справедливость, порядок и благочестие, пришедшие к концу времени в упадок.

Авторитетный суфий Ибн Араби уточняет, что Махди будут помогать править «визиры», составляя основу эсхатологического правительства, причем согласно ему, все визири этого «метафизического правительства», как помощники и проекции единого полюса (кутба) будут выходцами из неарабских исламских общин.

Махди победит Даджджала (Лжеца) и установит исламское правление. Своеобразную версию исламской эсхатологии исповедуют и сторонники (запрещённого в РФ) Исламского Государства. На роль Махди претендовали различные деятели в исламе. Совсем недавно глава турецкой ЧВК SADAT Аднан Танрыверди провозгласил Эрдогана Махди.

Иран: 12-ый имам

В шиизме тема Махди развита намного полнее, а эсхатология лежит в основе самого политико-религиозного учения шиитов. Шииты считают легитимными правителями исламской общины только последователей Али — Имамов. Они верят, что последний 12-ый Имам не умер, но удалился в сокрытие. Он снова явится людям в конце времен. Это станет началом возвышения шиитского мира.

Далее произойдет явление Христа, который вместе с Махди будет сражаться с Даджджалом и победит его, установив на короткий срок — непосредственно перед концом света — справедливый духовный порядок.

Такие взгляды исповедует большинство шиитов, а в Иране это является официальной идеологией, во многом определяющей всю политическую стратегию этой страны.

Шиитская эсхатология во многом продолжает иранскую доисламскую традицию зороастризма, которая обладала развитой теорией смены циклов и их кульминации в Великом Восстановлении (фрашокарт). Там же важную роль играет образ грядущего Царя-Спасителя — Саошьянта, которому суждено родится волшебным образом от непорочной Девы и победить в последней битве армии темного начала (Аримана).

Вероятно, именно древне-иранское учение о борьбе светлого (Ормузд) и темного (Ариман) начал сквозь историю, как ключ к её смыслу и о финальной победе воинов света, стало основой для эсхатологической части монотеистических учений. Но в любом случае влияние зороастризма на шиизм очевидно, и это придаёт именно иранской эсхатологии такую остроту и наглядное политическое выражение.

Юго-Восточная Азия
Индия: Калки

В индуизме конец света не имеет большого значения, хотя ряд священных текстов, связанных с циклом «Калачакры», повествует о царях мистической страны Шамбала, где царят условия золотого века. В предельный момент истории один из этих царей — Калки, считающийся десятым аватаром Вишну, появится в мире людей и сразится с демоном кали-югой. Победа Калки положит конец темному веку и будет означать новое начало (сатья-юга).

Кали-юга описывается как эпоха падения нравов, традиционных ценностей и духовных оснований индийской цивилизации. И хотя индийская традиция довольно отстраненно относится к истории и её к циклам, полагая, что духовная реализация может быть достигнута в любых условиях, эсхатологические мотивы в культуре и политике вполне присутствуют.

В современной Индии популярный консервативный политик и премьер-министр Нарендра Моди некоторыми традиционалистскими кругами признается божественным аватарой — то ли самим Калки, то ли его предвестником.

Буддизм: будда грядущих времен

Эсхатологические мотивы разработаны и в буддистской традиции. Конец времен рассматривается в ней как приход грядущего будды — Майтрейи. Его миссия состоит в том, чтобы обновить духовную жить сангхи, буддистской общины и обратить человечество к спасительному пути пробуждения.
3 минуты