402 подписчика
На буддизме были основаны некоторые политические системы стран юго-восточной Азии — Японии, в сочетании с автохтонным культом синто, в центре которого стоит фигура божественного Императора, ряда государств Индо-Китая. В некоторых случаях обращение к фигуре грядущего будды Майтрейи становилось основанием для политических движений и народных восстаний.
Подчас эсхатологический буддизм находил опору в коммунистической идеологии, порождая синкретические формы — Камбоджа, Вьетнам и т.д.
Китай: небесный мандат
Эсхатология практически отсутствует в конфуцианстве, являющемся доминирующей политико-этической основной китайской традиции. Но вместе с тем она довольно детально разработана в религии китайских даосов и в даосско-буддистских синкретических течениях. Согласно представлениям даосов о циклах, история мира отражена в смене правящих в Китае династий. Эта смена является результатом утраты того, что даосы называют «небесным мандатом», получить и сохранить который обязан каждый легитимный правитель Китая. Когда действие такого мандата иссякает, в Китае начинаются нестроение, гражданские войны и беспорядки. Ситуацию спасает только получение нового небесного мандата и воцарение новой династии.
Китайская Срединная Империя воспринимается самими китайцами как образ космической иерархии, как Вселенная. В Империи культура и природа сливаются вплоть до неразличения. Поэтому династические циклы и есть космические циклы, которыми измеряются эпохи.
Китайская традиция не знает абсолютного конца света, но считает, что любое отклонение миропорядка в любую сторону, требует симметричного восстановления. Эта теория неявно способствовала китайской революции и сохраняет своё значение до настоящего времени.
Фактически фигура нынешнего председателя ЦК КПК Син Дзиньпина рассматривается как новое явление легитимного Императора, получившего небесный мандат.
1 минута
29 августа 2023