Найти в Дзене

Германия: Гегель и конец истории


Оригинальная версия эсхатологии дана в философии Гегеля. Он видит историю как диалектический процесс рассеяния Духа по Природе, а затем новое собирание частиц Духа в просвещённом обществе. Кульминацией этого процесса по Гегелю должно стать создание единого немецкого государства на основе прусской монархии (во время его жизни его не существовало). В этой просвещённой монархии завершится цикл истории Духа. Эти идеи повлияли на Второй Рейх и Бисмарка, а позднее в искаженной форме и на Третий Рейх Гитлера. Именно Гегель выдвинул тезис о «конце истории» в философском контексте, объединяло в своеобразном сочетании христианскую эсхатологию (включая фигуру христианского правителя) и особое мистико-монархическое толкование социального прогресса (как предварительной стадии перед созданием мировой Империи философов).

Немецкий философ (католик) Карл Шмитт соотносил идею Рейха с функцией катехона, удерживающего, которая была смыслом императорской власти в Византии и которую узурпировал (по мнению православных) в IX веке франкский Император Карл Великий. Эта линия отчасти соответствовала гибеллинской традиции.

Немецкий еврей Карл Маркс построил на перевернутой материалистической версии гегельянства теорию коммунизма (конец истории), а русский философ Александр Кожев попытался отождествить конец истории с глобализмом и планетарным триумфом либерализма. Но важно, что сам Гегель в отличие от его сектантских толкователей был эсхатологическим германоцентричным монархистом.

Иберия: Габсбурги и планетарное благовестие

Эсхатология в испанской версии была связана с колонизацией Америки и миссией Карла V Габсбурга, а также его династических преемников. Так как в пророчествах о конце света (пс. Мефодия Патарского), признаком конца света было распространение Евангелия на всё человечество и создание всемирной христианской Империи под началом католического царя мира, то географические открытия и создание обширных колоний Испанией давали основания для того, чтобы считать испанских Габсбургов — прежде всего Карла V и Филиппа II — претендентами на роль мирового монарха. Эта католико-монархическая версия, отчасти созвучна французской, но в отличие от нее ориентированная на австрийских Императоров, традиционных противников французской династии. Христофор Колумб был сторонником эсхатологической мировой Империи ещё при царствовании католических королей Изабеллы и Фердинандо, и отразил свои эсхатологические взгляды в «Книге Пророчеств», составленной накануне четвёртого путешествие в Америку и законченной сразу после возвращения.

После воцарения в Испании Бурбонов эта эсхатологическая линия сошла на нет. Отчасти её отголоски можно встретить в католических кругах Латинской Америки и особенно устойчиво у иезуитов.

Пятая Империя в португальской версии и её бразильское ответвление в целом по типу близки именно к этой версии эсхатологии.

Израиль: территория Машиаха

Государство Израиль было учреждено в 1948 году в Палестине как реализация эсхатологических чаяний еврейской диаспоры, ожидавшей возвращения на землю обетованную в течении двух тысячелетий. Иудейская эсхатология основана на убежденности в избранности евреев и в их особой роли в последние времена, когда придет иудейский Машиах и евреи будут править миром. Она изучена лучше всего. Во многом именно иудейская эсхатология и определила основные сценарии представлений о конце света в монотеистических традициях.

Современный Израиль создавался как государство, подготовленное к приходу Машиаха, и если вынести такую функцию за скобки, самое его существование полностью потеряет смысл — прежде всего в глазах самих евреев.
3 минуты