401 подписчик
Масонская эсхатология: теория прогресса
У истоков западноевропейской цивилизации Модерна стоит европейское масонство, в среде которого и родилась идея «социального прогресса». Идея прогресса является прямой антитезой христианского понимания истории, отвергает апостасию, Антихриста, Страшный Суд, воскресение мёртвых и само существование души.
Масоны считали, что человечество развивается поступательно: в начале дикость (а не земной рай), потом варварство (а не традиционное общество), потом цивилизация (кульминацией чего считается европейское Новое время и Просвещение, то есть светские атеистические общества, опирающиеся на материалистическое научное мировоззрение). Цивилизация в своём становлении проходит ряд этапов от традиционных конфессий к гуманистическому культу Великого Архитектора Вселенной и далее к либеральной демократии, где полностью восторжествуют наука, атеизм и материализм. Причем консервативное масонство (Шотландский обряд) останавливалось обычно на культе Великого Архитектора Вселенной (то есть на деизме — признании неопределённого внеконфессионального «бога»), а более революционный Великий Восток призывал идти дальше — к полной отмене религии и социальной иерархии. Шотландский обряд стоит за классический либерализм(крупный капитал), Великий Восток и другие революционные ложи — за либеральную демократию (интенсивный рост среднего класса и перераспределение капитала от крупной буржуазии к средней и мелкой).
Но в масонстве в обеих версиях мы видим чётко направленный вектор к концу истории, то есть к построению современной прогрессистской глобальной цивилизации. Это и есть идеология глобализма в двух вариантах — консервативном (постепенном) и наступательном (революционно-демократическом).
Англия: Пятая Монархия
Во время Английской революции Кромвеля под влиянием иудейских кругов и саббатаизма (в частности, голландский раввин Манассе бен-Израиль) в протестантской среде сложилась теория Пятой Монархии. Традиционное для христианства учение о Четырех Мировых Царствах (Вавилонском, Персидском, Греческом и Римском) объявлялось недостаточным, и после падения Рима (что для протестантов означало отказ от признания авторитета Папы и низвержение монархии, цареубийство) должно было прийти Пятое Царство. Ранее подобная идея возникла в Португалии применительно к морской португальской Империи и особой миссии «исчезнувшего короля» Себастьяна. Португальская и португалоцентричная (мистико-монархическая) версия передалась португальским обращенным евреям (марранам) и иудеям, изгнанным в Голландию и Бразилию. Одним из них и был Манассе бен-Израиль, от которого эта теория перешла к английским протестантам и ближайшему окружению Кромвеля (Т. Хариссон).
Сторонники этой теории считали самого Кромвеля будущим мировым Монархом Пятой Империи. Пятая Монархия должна была отличаться упразднением католичества, наследственной монархической власти, сословий и представлять собой триумф буржуазной демократии и капитализма.
Продолжением этого стало течение «британского израилизма» (British Israelism), объявившего англичан «десятью потерянными коленами Израиля» и распространявшего веру в грядущее мировое господство Англии и англо-саксонской расы. Мировое правление «новых израилитов» (англосаксов) рассматривалось за пределами эпохи Четырех Царств и порывало с традиционной христианской эсхатологией, так как Пятая Монархия означала уничтожение традиционных христианских царств и господство «избранного народа» (но не евреев, а англичан).
Из Англии крайние протестантские секты перенесли эти идеи в США, которые и создавались как историческое воплощение Пятой Монархии. Отсюда и американская эсхатология в мифологиях У.Блэйка (в «Пророчестве Америка» США представлены освобождающимся от цепей старого бога гигантом Орком), который был и приверженцем теории «британского израилизма». Эти идеи Блэйк воплотил в своём стихотворении «Иерусалим», ставшем неофициальным гимном Англии.
США: диспенсационализм
3 минуты
29 августа 2023