Найти тему
16 подписчиков

Наверняка вы знаете стихотворение Бродского — Не выходи из комнаты…


Я сейчас пытаюсь его выучить и уже почти получилось, но постоянно выпадает из памяти фраза: «И вообще инкогнито эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.»
Я её не понимаю, потому и выпадает.

Задача ясна, полезла искать значение фразы. Выдам вам уже переваренную свою интерпретацию, так что не верьте на слово ;)

Контекст: Бродский написал это стихотворение в 1970 году. Этому году предшествовало десятилетие со сменой власти с Хрущёва на Брежнева. Эпоха «застоя», холодная война. Первый спутник, первый космонавт Гагарин, потом Леонов вышел в открытый космос. Стена союза отделяет нас от всего мира. В этот период снимается Бриллиантовая рука, Операция Ы.

Бродскому в 1970 году было 30 лет, у него был уже сын, сам он был осуждён за тунеядство (поэт не профессия же), почти 1,5 года провёл в ссылке, через два года он станет апатридом (лицом без гражданства), а через 17 лет (в 1987 году) получит Нобелевскую премию по литературе «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

Как кто-то пишет в Википедии: Бродский был арестован и отправлен в ссылку юношей в 23 года, а вернулся двадцатипятилетним сложившимся поэтом.

И вот, меж всех этих событий, перед тем как покинуть родину, поэт пишет своё знаменитое стихотворение «Не выходи из комнаты…» Уже одна первая строчка хорошо звучит, не находите?

Возвращаемся к строчке, которую я не понимаю: «И вообще инкогнито эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.»

«инкогнито эрго сум»
Это перефразированное философское утверждение Декарта «когито эрго сум» — Я мыслю, значит существую.
А у Бродского получается, что только под вымышленным именем, инкогнито, имею право на существование. Не мудрено, если вспомнить контекст его жизненного опыта.

А потом поет пишет: «…как заметила форме в сердцах субстанция.»
Мне кажется, что формой он называет Декарта, а себя — субстанцией. Форма имеет структуру, она обусловлена содержание. А то где обнаружил себя советский поэт в 1970-ом году, лишало его формы и содержания, как мне кажется. Поэтому он в сердцах коверкает цитату, чтобы обратить внимание Декарта, мол «Друг, какое тут мыслить! Тут надо слиться лицом с обоями, потерять форму и стать субстанцией, тогда можно существовать».

Для меня эти строки стали катарсисом всего стихотворения! Момент нравственного очищения. Каким нужно быть человеком, чтобы столько пережить и продолжать так ясно и коротко излагать такие глубокие смыслы.

Надеюсь теперь не забуду эти строки 😅
2 минуты