466 тыс подписчиков
ПАМЯТЬ НАЦИИ, КАК СИТО
В городе Великие Луки, на территории одного из заводов открыли памятник Сталину.
И вот я что, пользуясь случаем, скажу.
Конечно же, я за установление этого памятника.
Более того: я за возвращение памятника Дзержинского на Лубянку. Если его портрет висит в каждом втором кабинете на этой самой Лубянке - кого мы хотим обмануть?
Но я точно не буду выступать против, и даже, скорей, поддержу установление памятников Деникину, Лавру Корнилову, Каледину, Каппелю, Пепеляеву или, скажем, Махно.
Конечно же, принимаются и любые (помимо откровенно разжигающих гражданскую рознь) формы увековечивания памяти Николая II и его семьи.
Безусловно приветствуются памятники, как русским императорам и царям, так и новые оригинальные и художественно ценные памятники (XXI век на дворе) Ленину.
Может ли это вступить в противоречие? Может, но у людей, лишенных самого осознания огромности и сложности исторического процесса.
В современной России есть, и вполне себе уживаются памятники царю Алексею Михайловичу Тишайшему и памятники Степану Тимофеевичу Разину, а также Никону и Аввакуму, - напомню, Аввакум и Алексей Михайлович фигуры в чем-то даже более непримиримые, чем Разин и Тишайший царь, - памятники Петру Великому и памятники Кондратию Булавину, или, скажем, памятники Иоанну Грозному и митрополиту Филиппу (в миру Федору) Колычеву, низложенного в царствование Грозного и зверски задушенному его сподручниками.
Список этот можно продолжать, но всё и так ясно.
Те, кто в целом за принятие истории во всей сложной полноте - они за преодоление гражданского противостояния.
Те, кто хочет ставить памятники только «своим», а «чужим» - рушить, они за новый виток Гражданской войны.
В России неприемлема лишь память об иудах русской истории: о Мазепе, Петлюре, Бандере, Власове…
Здесь неистово желающий поспорить человек обязательно воскликнет «А я считаю и Ленина (Деникина), Дзержинского (Пепеляева) - и проч. - предателем и кровопийцей, а особенно Петра (Разина) и Грозного…»
Ну считаешь и считай.
История, увы, не меряется кровью.
Чем меряется?
Отстоявшейся и незамутненной национальной памятью.
В чем она выражается?
Например, в народной песне и вообще в национальной культуре.
Являются ли образы Алексея Михайловича, Петра, Разина, Булавина, Никона и Аввакума частью национального сознания?
Да: об этом свидетельствует огромный свод песен, легенд, сказов, а также значимых литературных текстов и музыкальных произведений, посвященных им.
Плюс-минус то же самое можно сказать о Николае II, Ленине, Деникине, Дзержинском и Пепеляеве.
Все эти имена - часть национального кода. Поэмы Есенина и Маяковского о Ленине не отменит никто, пока существует русский язык, равно как и текстов Марины Цветаевой о трагедии Белой Армии.
Зато художественной ценности чаще всего не имеют наши современные крикливые споры на эти темы. Которые, к счастью, время унесет сквозняком.
Осознать всё это нам неизбежно предстоит.
И кажется новые территории России, где так ярко соседствует «белое» и «красное» - могут послужить нам сильным уроком.
Мне скажут: установка вышеназванных памятников посеет новую рознь.
Нет.
Установка этих памятников вызовет скорое к ним привыкание - и уже следующее поколение не будет видеть в их соседстве ничего удивительного.
Как сегодня, впрочем, большинство людей не видят ничего удивительного в том, что у нас есть памятники Екатерине Великой и памятники Емельяну Пугачеву, памятники декабристам и Александру Первому.
Бенкендорфу, кстати, тоже надо поставить. И Берии.
Источник: Специально для RT
2 минуты
15 августа 2023
9012 читали