377,6K подписчиков

ПАМЯТЬ НАЦИИ, КАК СИТО


В городе Великие Луки, на территории одного из заводов открыли памятник Сталину.

И вот я что, пользуясь случаем, скажу.

Конечно же, я за установление этого памятника.

Более того: я за возвращение памятника Дзержинского на Лубянку. Если его портрет висит в каждом втором кабинете на этой самой Лубянке - кого мы хотим обмануть?

Но я точно не буду выступать против, и даже, скорей, поддержу установление памятников Деникину, Лавру Корнилову, Каледину, Каппелю, Пепеляеву или, скажем, Махно.

Конечно же, принимаются и любые (помимо откровенно разжигающих гражданскую рознь) формы увековечивания памяти Николая II и его семьи.

Безусловно приветствуются памятники, как русским императорам и царям, так и новые оригинальные и художественно ценные памятники (XXI век на дворе) Ленину.

Может ли это вступить в противоречие? Может, но у людей, лишенных самого осознания огромности и сложности исторического процесса.

В современной России есть, и вполне себе уживаются памятники царю Алексею Михайловичу Тишайшему и памятники Степану Тимофеевичу Разину, а также Никону и Аввакуму, - напомню, Аввакум и Алексей Михайлович фигуры в чем-то даже более непримиримые, чем Разин и Тишайший царь, - памятники Петру Великому и памятники Кондратию Булавину, или, скажем, памятники Иоанну Грозному и митрополиту Филиппу (в миру Федору) Колычеву, низложенного в царствование Грозного и зверски задушенному его сподручниками.

Список этот можно продолжать, но всё и так ясно.

Те, кто в целом за принятие истории во всей сложной полноте - они за преодоление гражданского противостояния.

Те, кто хочет ставить памятники только «своим», а «чужим» - рушить, они за новый виток Гражданской войны.

В России неприемлема лишь память об иудах русской истории: о Мазепе, Петлюре, Бандере, Власове…

Здесь неистово желающий поспорить человек обязательно воскликнет «А я считаю и Ленина (Деникина), Дзержинского (Пепеляева) - и проч. - предателем и кровопийцей, а особенно Петра (Разина) и Грозного…»

Ну считаешь и считай.

История, увы, не меряется кровью.

Чем меряется?

Отстоявшейся и незамутненной национальной памятью.

В чем она выражается?

Например, в народной песне и вообще в национальной культуре.

Являются ли образы Алексея Михайловича, Петра, Разина, Булавина, Никона и Аввакума частью национального сознания?

Да: об этом свидетельствует огромный свод песен, легенд, сказов, а также значимых литературных текстов и музыкальных произведений, посвященных им.

Плюс-минус то же самое можно сказать о Николае II, Ленине, Деникине, Дзержинском и Пепеляеве.

Все эти имена - часть национального кода. Поэмы Есенина и Маяковского о Ленине не отменит никто, пока существует русский язык, равно как и текстов Марины Цветаевой о трагедии Белой Армии.

Зато художественной ценности чаще всего не имеют наши современные крикливые споры на эти темы. Которые, к счастью, время унесет сквозняком.

Осознать всё это нам неизбежно предстоит.

И кажется новые территории России, где так ярко соседствует «белое» и «красное» - могут послужить нам сильным уроком.

Мне скажут: установка вышеназванных памятников посеет новую рознь.

Нет.

Установка этих памятников вызовет скорое к ним привыкание - и уже следующее поколение не будет видеть в их соседстве ничего удивительного.

Как сегодня, впрочем, большинство людей не видят ничего удивительного в том, что у нас есть памятники Екатерине Великой и памятники Емельяну Пугачеву, памятники декабристам и Александру Первому.

Бенкендорфу, кстати, тоже надо поставить. И Берии.

9K просмотров