8737 подписчиков
Славные парни по-бразильски: за что мир полюбил «Город Бога»?
«Город Бога» в начале нулевых был фильмом-открытием: таким же дерзким, как выходцы из бразильских фавел, столь же лихо смонтированным, как хиты Дэнни Бойла и главное – в гангстерской поэтике не менее реалистичным, чем криминальные эпопеи Мартина Скорсезе (недаром режиссера Фернанду Мейреллиша звонко называли новым Скорсезе). История бандитов из трущоб Рио-де-Жанейро выходила оттуда же: режиссер снимал не актеров, а таких же уличных мальчишек – все ради погони за аутентичной фактурой и, разумеется, работая всем составом в самом пекле бандитского города, не раз жалея о рискованном решении.
Центр силы этого фильма – невероятная режиссерская страсть, с которой Мейреллиш подходит к истории о несовершеннолетних преступниках. Передача всеми средствами той удушливости мира, из которого не могут выбраться юноши – они, заточенные в городских фавелах, словно рождаются с пистолетом в руке. Так «Город Бога» демифологизирует красоту Рио: вместо красочных открыток, гор, возвышающихся над постройками и морем, он с тактом неореалиста показывает обратную сторону жизни – грязь, кровь и постоянное выживание.
Что касается бразильского колорита – через драматические контрасты фильм выкручивает конфликт: в мир злобы и соперничества приходит и любовь, и надежда, и поиск лучшей доли – центральный герой ленты не столько воспаленный психопат Малыш Зе (эдакий Тони Монтана латинского образца), сколько фотограф-любитель Ракета. Видеть мир через объектив – значит выдерживать дистанцию, оттенять ужас реальности и данность своей судьбы принципиальной сменой ракурса. Так «Город Бога» с фокусническим задором тасует события – и в этой нарративной свободе, безусловно, главная сила фильма: монтаж бросает и в флэшбеки, где дети придаются главной бразильской страсти – игре в футбол, и иронически отстраняет события, рассказывая о забавных перипетиях юности, а также обнажает историю до самого чувствительного нерва: через ограбления бензовозов, налеты на бордель и клубные вечеринки, неибежно перерастающие в трагедию – бессмысленную и беспощадную.
«Город Бога» был и, пожалуй, до сих пор остается модным фильмом. В техническом подходе, в мастерском умении дирижировать историей – пусть и рассказ донельзя банален и легко укладывается в очередную газетную новость криминальной колонки. Тот колорит и буйная игра красок – временами воспаленная и болезненная, делают «Город Бога» незабываемом портретом города – он как живая и дышащая сила, что дает и забирает жизнь в цикле бесконечных страданий.
#Разбор
2 минуты
14 августа 2023