Найти тему

Вспоминая о советском неофициальном искусстве, на ум всегда приходят концептуалисты-мужчины — Пивоваров, Монастырский и компания. Это неудивительно, художественная среда той эпохи давала женщинам возможность высказываться крайне редко и, чаще всего, в качестве «приложения» к мужчине, художественному или романтическому партнеру.


Тем важнее история Лидии Мастерковой. Начала она среди «лианозовского круга» — поэтов советского быта, хтони и отчаяния, собранных вокруг фигуры Оскара Рабина. А дальше её живопись приобрела черты американской послевоенной абстракции — цветовые поля (впрочем, более компактные ю, чем у американцев — советский коммунальный быт не давал возможностей для создания гигантских полотен).

На Западе она оказалась слишком поздно, после Бульдозерной выставки, там абстракционизм уже вышел из моды. Чем позитивно выделялась Мастеркова — обращением к духовным темам, что было несвойственно концептуалистам. А вот политику в творчестве она не выносила, отчасти с этим связан ее первый неуспех во Франции. Зато в Штатах под кураторством племянницы ей удалось найти своего зрителя. Только в 90-х она завоевывает старый свет, у нее появляются поклонники и коллекционеры среди французов.

Хоть блестящая глобальная карьера Ильи Кабакова ей и не светила, а независимый характер и отсутствие привычки к саморекламе так и не дали встроиться в мировой художественный мейнстрим — стоимость её работ на аукционах порой превышала сотню тысяч долларов.

Её ретроспектива должна была стать одной из центральных элементов сезона 2022 года в музее «Гараж», там же в этом году вышла и первая книга о творчестве Мастерковой, написанная её племянницей и кураторкой ряда её американских проектов, Маргаритой Мастерковой-Тупицыной.
1 минута