104,9 тыс подписчиков
В 1914 году появился императорский указ об ограничении потребления спиртных напитков «до окончания войны». Эдакий «имперский сухой закон». Надо сказать, что многие современники очень удивились, так как госмонополия на продажу крепких спиртных напитков давала бюджету огромные барыши (примерно четверть всех доходов). Под ударом оказались многие предприятия.
«Борьба за трезвость» носила половинчатый характер, так как в городских ресторанах алкоголь по-прежнему достать было довольно легко (на местах значительная роль в процессе ограничения торговли алкоголем принадлежала местным властям).
В деревнях и в провинциальных городах быстро появились многочисленные суррогатные напитки, некоторые из которых на организм действовали хуже «традиционного» алкоголя (денатурат, одеколон, политура, «ханжа»). Крестьяне были недовольны: они по-прежнему не отказывались от выпивки, просто теперь были вынуждены искать «контрафактную продукцию», что занимало больше времени и средств.
А потом в деревне вообще появились популярные слухи о «царе, который пил, вместо того, чтоб к войне готовится». И, якобы, царь запретил торговлю алкоголем из-за собственных проблем. В результате Николая II стали всё чаще представлять как «любителя выпить». В вину ему ставили и стяжательство: раньше государство вовсю торговало водкой, теперь же вдруг «переобулось на лету».
«Не подготовился наш царь к войне... только водкой торговал, а о снарядах не думал...» (с) В. Б. Аксенов. Слухи, образы, эмоции. Массовые настроения россиян в годы войны и революции (1914-1918).
Подобный взгляд на монарха активно использовался и в городской среде, а потом — в революционной прессе.
Разумеется, алкоголь победить не удалось и он стал «гиперактивным спутником» революционного периода и последовавшей за ним Гражданской войны.
1 минута
14 августа 2023
8589 читали