16 тыс подписчиков
Хочу порассказывать о красотах Эмилии-Романьи. А именно, о главных достопримечательностях Римини. В посты картинки и текст вместе не влезают, так что смотрите вниз 👇
Бесспорно, главный шедевр этой туристической дыры - Темпио Малатестиано (1450-1468). А если быть точнее - фасад базилики Святого Франциска 13 века и несколько капелл внутри, которые были отстроены по проекту главного теоретика искусства и второго по значимости архитектора Возрождения Леона Баттиста Альберти
Это уже было время повального увлечения античностью, поэтому фасад есть математически-точное подражание красотам Великого Рима (обязательно по Витрувию). Фасад, сделанный из Истрийского камня соединяет в себе трехчастность триумфальной арки (взятой из стоящей буквально в 7 минутах пешком Арки Августа 25 г.н.э., о которой мы тоже поговорим в отдельном посте) и сводов, почерпнутых из недалеко стоящего Моста Тиберия 20 г.н.э.
Сам фасад, как и любил Альберти, собой являет каменную мощь, в которой обнажается тяжесть стен как несущей конструкции. Именно поэтому и выбирается этот прекрасный камень, который добывается на территории современной Хорватии - своим белоснежным стерильным светом он прекрасно подчеркивает геометрично-выверенные вертикали, масштаб и величие проекта.
По бокам на фасаде в арочных нишах расположены саркофаги величайших людей (которые были либо похоронены там, либо украдены, как саркофаг великого константинопольского открывателя Платона - Плифона. он расположен во второй нише справа от входа и ценен тем, что этот дядька принес в Италию неоплатонизм, на котором и базируется творчество Возрождения). Арки завершаются столбами, создающими внешнюю стену и внизу обрамлены растительно-гербовым фризом, воспевающим заказчика - Сиджизмондо Малатеста (там виден его герб в виде знака доллара - SI - что есть первые две буквы его имени и роза в четыре лепестка, потому что Малатеста пытался всем втемяшить в голову, что он отпрыск римских Сципионов, а это был их гербовый знак)
На лицевой же стороне фасада сверху написано на латыни (потому что Сиджизмондо считал себя великим дикарем-язычником и ему обязательно все нужно было писать в римском духе), что храм был построен к вящей славе сего града и его народо Малатестой в 1450м году, как это делалось на триумфальных арках, типа августовской. Нижний фриз показывает те же гербовые знаки + туда еще вделаны слоны, потому что девиз этого немного шизануто-жестокого тирана был "Индийским слонам не мешают мухи", типа он настолько великий, что простые смертные ему не помеха
Центральный фасад украшен сияющими полуколоннами на гербовых базах в римском коринфском ордере, а в тимпане вместо привычных для романских церквей религиозных сюжетов находится мраморная гиометрично-симметричная композиций и над прямо над входов расположен треугольный фронтон. Этот фронтон должен был рифмоваться с огромным фронтоном вверху фасада, которым должен был слегка перекрываться величественный купол, но Малатеста проигрывал в войнах, его отлучили от церкви, он беднел и строительство так и не было завершено (но мы можем представить, как бы это выглядело, благодаря сохранившейся памятной монете-медали). И несмотря на незавершенность, все искусствоведы дико воспевают эту крошку - прерванность и недоделка прекрасно отражают стремление Ренессанса к недостижимому по природе идеалу и несовершенство Божьего творения.
Фасад этого храма абсолютно хрестоматийная вещь и на него очень часто будут ориентироваться в архитектуре северной Италии всю эпоху Возрождения и Барокко.
Завтра же начнем говорить про внутренее убранство, потому что там еще больше красоты, философии и прикольчиков
3 минуты
12 августа 2023