167 подписчиков
С широко закрытыми глазами
Первый министр: Ваше величество!
Я прямо говорю правду в глаза, даже если она неприятна.... Позвольте мне сказать вам прямо, грубо, по-стариковски: вы великий человек, государь!
Е. Шварц «Голый король»
Роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» опубликован восемь лет назад, и за это время утекло столько воды и пролито столько слез, что предложение от организаторов проекта именно этого произведения для баттла с трудом объясним. Ну, почему бы нет. Тем более, что, наверное, пора дать моему уважаемому оппоненту возможность отыграться за мучения на просторах «квир-литературы», которые ему удалось купировать только чтением Антона Павловича Чехова. Лирическое отступление: страшно подумать, сколько авторов нуждаются в лечении русскими классиками - это и Томас Манн со своей «Смертью в Венеции», и Набоков («Лолита») с Фриш («Homo Faber») и даже гордость отечественной словесности Ф.М. Достоевский (глава «У Тихона» в «Бесах»). Я уж не говорю о давшей искусству угля лирической поэтессе Сапфо и целой армии сомнительных с точки зрения современной литературной и гендерной повестки мужиков - древних греков.
Так что вопрос о квир-литературе отпадает, условимся, что книги бывают талантливые и не очень, и что нельзя решать проблемы искусства за его пределами, привлекая для этого такие ненадежные и быстро меняющиеся критерии, как политическая повестка или плюшки от дружественных критикам издательств.
Это была преамбула, а сейчас амбула. Итак, на что же нам открывает глаза Зулейха? На трагическую страницу истории Отечества? Да.
На людоедское переселение семей и целых народов? Безусловно.
На мучительно рвущиеся семейные связи и местами потерю национальной идентичности и расчеловечевание? Конечно.
На трагедию отдельного человека, незаметную на фоне общегосударственной драмы?
Естественно.
Что, Яхина первая заговорила об этом в русской литературе? Ничего подобного. До нее это с успехом и разной степенью художественной силы делали, например, Александр Сергеевич Пушкин («Капитанская дочка»), Михаил Шолохов («Тихий Дон»), Леонид Леонов («Русский лес», «Пирамида»), Валентин Распутин («Прощание с Матерой»), Виктор Астафьев («Прокляты и убиты»), Анатолий Приставкин («Ночевала тучка золотая») и много кто еще. Даже такой великий в истории русской литературы человек как Захар Прилепин – и тот похвалил Яхину. Правда, в 2015 году, что не может не намекать и символизировать.
Другое дело, что после выхода в свет и на телеэкраны талантливой «Зулейхи» Яхиной не удалось удержаться на заявленной высоте, ее последующие книги «Дети мои» и «Эшелон на Самарканд» гораздо слабее дебютной.
Истерн и фэнтези у Яхиной получились так себе. А роман о поисках человеческого счастья в нечеловеческих муках - вполне.
Однако пустим в беззащитную женщину критическую стрелу: крупные планы Яхиной гораздо удачнее панорамных, поэтому роман, как «Титаник», немедленно сталкивается с холодным айсбергом общечеловеческих ценностей, покидая гавань горькой женской доли. Эту соображение (пусть и не так цветисто, как аз грешный) впервые высказала российская критикесса Галина Юзефович.
В целом Яхину вполне можно читать - этот переведенный на 30 языков бестселлер не будет забыт через год как проклинаемый всем прогрессивным человечеством и, естественно, моим многоуважаемым визави роман Янагихары.
2 минуты
11 августа 2023