Найти тему
167 подписчиков

#читатель_пишет


Владислав ТОЛСТОВ, блог «Читатель Толстов» (hbaikalinform.ru/...tov:
Сергей Кубрин «Виноватых бьют»

В прошлом году я работал в оргкомитете литературной премии «Национальный бестселлер», и книга Сергея Кубрина «Виноватых бьют», его литературный дебют, была в конкурсе премии. По регламенту все члены большого жюри должны писать небольшие рецензии на конкурсные книги. Так вот, книгу Кубрина все сильно ругали. Не нравился ни главный герой, майор полиции Георгий Жарков – уж слишком вольно он обходился с законами, слишком много пил, и вообще был человеком очень несимпатичным. Не нравился стиль изложения, Кубрина уличали в излишней сентиментальности, не свойственной, в общем, полицейским боевикам.
А вот мне тогда книга Кубрина понравилась. Начать с того, что годом ранее рассказы Сергея Кубрина, небольшая подборка, принесли ему премию «Лицей», которой награждают молодых авторов. И уже в следующем году вышла его полноценная книга в издательстве «Редакция Елены Шубиной», а это серьезный успех. В России примерно миллион начинающих писателей, и если твою книгу издает сама Шубина – считай, что жизнь удалась. И дело не в каком-то везении – плохой книге никто не будет давать шанс. Значит, разглядели редакторы «Редакции Елены Шубиной» что-то такое в прозе следователя из Пензы (Кубрин, если кто не знает, реально работает следователем в полиции, правда, сейчас вроде ушел в адвокаты). Значит, есть у этой книги достоинства.
И кстати, мне понравились тексты в книге «Виноватых бьют». Хотя совершенно очевидно, что первую книгу, что называется, редактор «слепил из того, что было», засунув под одну обложку и какие-то записки, «наблюдения за жизнью», и армейские рассказы, и многозначительные афоризмы вроде «Пить пьяным – все что изображать любовь, когда разлюбил». К тому же главный герой самого большого цикла рассказов «Мирный житель» опер Жарков, чьи дни наполнены пьянством, мордобоями, унылой службой – ну, не самый симпатичный персонаж в современной русской литературе. Так в чем же обаяние прозы Сергея Кубрина?
Я думаю, как раз в этой безыскусности, подчеркнутой какой-то нелинейности повествования. Обычные будни мента-оперативника, как они есть. Кубрин наследует сразу двум традициям отечественной прозы. Первая – это милицейский боевик, куда можно отнести и повести Юрия Германа об опергруппе Ивана Лапшина, и «Жестокость» Павла Нилина, и «Эру милосердия» братьев Вайнеров. Хотя самый близкий, самый очевидный аналог – это романы Андрея Кивинова, из которых вырос сериал «Улицы разбитых фонарей», поразивший зрителей (и читателей) именно тем, что менты там изображались как обычные работяги, сильно пьющие и не очень счастливые граждане, которым приходится защищать закон и раскрывать преступления, и это они худо-бедно умеют. Опер Жарков из «Виноватых бьют» идеально вписался бы в реалии «ментовских» сериалов – будь то «Улицы разбитых фонарей», «Менты» или «Убойная сила». В какой-то степени Сергей Кубрин создал образ российского полицейского в развитии – от Глеба Жеглова и Ивана Лапшина через Казанову и Дукалиса к Георгию Жаркову.
И вторая традиция, которая явно присутствует в прозе Кубрина – это традиция баек, профессиональных анекдотов, выдуманных или случившихся в реальности. Довлатов многие из своих анекдотов сочинял, у Кубрина, есть такое подозрение, многое как раз взято из жизни, из практики, из реальной работы. Но у Кубрина присутствует и чувство юмора, и ирония, и некоторая отстраненность от описываемых им свинцовых мерзостей полицейской службы – что и доверия к его рассказам добавляет, и, в общем, позволяет его назвать наследником Довлатова.
#читатель_пишет   Владислав ТОЛСТОВ, блог «Читатель Толстов» (hbaikalinform.ru/...
2 минуты